Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране NOVA на солнечной энергии

  • Океан
    Тихий
  • 100+ дней
    Время в пути
  • 9 000
    Морских миль

В 2021 – 2022 годах Фёдор Конюхов планирует совершить первый в истории одиночный переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии.

В рамках проекта NOVA в 2021 году планируется построить катамаран океанского класса длиной 11 м, оборудованный электрическими моторами и солнечными модулями.

 

Уникальный катамаран спроектирован британским дизайнером Филом Моррисоном, который ранее проектировал все три вёсельные лодки для Фёдора Конюхова (УРАЛАЗ, ТУРГОЯК и АКРОС). Строительством судна занимается английская верфь Rannoch Adventure. Специалисты Rannoch Adventure имеют большой опыт в создании сверхлёгких композитных корпусов для любого применения, но 90% заказов — океанские вёсельные лодки. Основатель компании — Чарли Питчер — дважды пересекал Атлантический океан, в том числе в 2013 году установил мировой рекорд и сделал себе имя в этой среде. Это третий по счету проект с англичанами, в 2013 и 2018 они построили две вёсельные лодки «ТУРГОЯК» и «АКРОС» для переходов через Тихий океан в обоих направлениях.

На Катамаране NOVA будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов. Полученные данные будут переданы технологическим партнёрам проекта, а также использованы в авиационном проекте «Альбатрос — вокруг света на энергии солнца».

В переходах Фёдор Конюхов будет вести видео-дневник и проводить экологический мониторинг океана, ежедневно отмечая наличие или отсутствие пластиковых отходов в морской воде.

Проект одиночного перехода через Атлантический и Тихий океаны на энергии Солнца стал результатом тесной работы команды и ряда технологических решений, основанных на разработках генерального конструктора АО «РОТЕК» Михаила Лифшица. Он разработал методы энергообеспечения морских и речных судов, приводимых в движение энергией от солнечных батарей, использующих эффект альбедо. Многие важные части катамарана, защищенные патентами Михаила Лифшица, помогли сделать эту экспедицию возможной. Речь идет о способах производства гибких фотоэлектрических модулей и батарей электрохимических ячеек, а также методах управления работой составного твердотельного электрохимического источника постоянного тока.

Генеральный конструктор АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц отметил: «Мы бы не смогли придумать лучшего варианта, чем условия экстремальных экспедиций нашего доброго друга и отважного путешественника Федора Конюхова, в ходе которых он устанавливает мировые рекорды. Поэтому использование судна, оборудованного электрическими моторами и солнечными модулями, идеально подходит для решения этой задачи. Я с большим удовлетворением наблюдаю за тем, как наши технологические идеи находят свое применение в подобных амбициозных испытаниях. Кроме этого стоит отметить, что данные, собранные в ходе перехода через океаны будут использованы в нашем проекте беспосадочного перелета вокруг земного шара – «Альбатрос – вокруг света на энергии Солнца». У меня нет сомнений в том, что все это является конкретными шагами в направлении экологически чистого транспорта будущего.

Проект катамарана «NOVA» является подготовительным и тестовым этапом для более масштабной задачи – кругосветное плавание за 80 дней на солнечной энергии без заходов в порты. Базируясь на результатах, полученных в ходе реализации проекта катамарана NOVA мы планируем построить 100 футовый катамаран (30 метров) для кругосветного плавания на Кубок Жюля Верна. Старт и финиш в проливе Ла-Манш. Протяжность маршрута 27 тысяч миль. Чтобы уложиться в 80 дней катамарану необходимо проходить по 340 миль в сутки поддерживая среднюю скорость в районе 14 узлов. Это амбициозная задача на грани технологических возможностей доступных на сегодняшний день.

Технические данные катамарана NOVA

Длина катамарана
11.25 м
Ширина катамарана
7.25 м
Вес корпуса
2.2 т
Общая масса аккумуляторных батарей
528 кг (24 аккумулятора по 22 кг каждый) Victron Lithium
Материал
углеродное волокно от компании UMATEX
Площадь солнечных модулей
66 кв. м

В техническом задании на проектирование мы указали необходимость транспортировки катамарана в разобранном виде в 40-футовом контейнере в любой регион планеты для организации перехода и проведения эко мониторинга поверхности акватории на предмет загрязнения пластиком. Помимо океанов, рассматриваются переходы через Каспийское море, Японское море, Байкал. Размеры катамарана, 11 метров в длину, ограничены стандартным морским контейнером. Два поплавка размещаются в контейнере, а сверху укладывается разборная палуба.

 

Исходя из этих размеров Фил Моррисон вычислил общую доступную площадь палубы и поплавков для размещения солнечных модулей – 66 кв.м.

В соответствии с проектом, площадь солнечных модулей, горизонтально расположенных на палубе, составляет 51 кв. м. Пиковая мощность солнечного массива, размещённого на палубе, составляет 9 кВт. Кроме того, площадь солнечных батарей, установленных на двух корпусах катамарана, составляет 15 кв. м, и данное решение позволяет получить в бортовую сеть дополнительно пиковую мощность до 1,8 кВт с освещаемой стороны.

Катамаран должен иметь приличную скорость, сравнимую со скоростью круизной парусной яхты. Правильный расчет энергобаланса на этапе проектирования имеет ключевое значение: важно определиться с площадь покрытия, ёмкостью аккумуляторов, мощностью электродвигателей, общим весом конструкции в 2.2 тонны. После чего ушло несколько месяцев на проектирование конструкции и затем чертежи были переданы на верфь.

Российские компании в проекте

Вес, скорость и маневренность судна имеет критическое значение для судна использующего возобновляемую энергию. Достичь необходимых показателей помогут композитные материалы на основе углеродного волокна, которые используются в производстве корпуса, палубы и других деталей катамарана. Речь идет об отечественных материалах производства дивизиона UMATEХ.

В создании корпуса катамарана применяются тканные и мультиаксиальные структуры на основе углеродного волокна отечественного производства. Данные материалы являются идеальной составляющей частью усиленных композитов, которые используются в проектировании высоконагруженных конструкций. В готовом изделии эти материалы обеспечивают снижение веса конструкции и высокую прочность, также антикоррозийную стойкость в сравнении с металлическими аналогами

В соответствии с заявкой Экспедиционного штаба Фёдора Конюхова в Санкт-Петербурге в Научно-техническом центре компании «Хевел» изготовлены специальные ячейки на гибкой подложке. На Катамаране NOVA будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов. Полученные данные будут переданы технологическим партнёрам проекта «Альбатрос — вокруг света на энергии солнца». Поставщик солнечных модулей для катамарана и самолёта – структурные подразделения российской группы компаний «Хевел».

«Сегодня российские технологии и накопленный опыт позволяют реализовать самые смелые проекты на воде и в воздухе. Одна из ключевых ценностей подобного сотрудничества для нас как производителя заключается в отработке эффективных солнечных решений в максимально сложных условиях для их последующего массового внедрения», — отметил генеральный директор группы компаний «Хевел» Игорь Шахрай.

Мощность, потребляемая двумя электромоторами для достижения расчетной скорости, равна 1,5 кВт, соответственно, для работы в течение 24 часов им необходимо 36 кВтч. Установленные аккумуляторные батареи емкостью 60 кВтч позволяют двигателям работать непрерывно в течение 40 часов, что снижает вероятность негативного влияние пасмурной погоды и облачности на ход катамарана. С другой стороны, повышенная емкость АКБ дает возможность увеличения мощности двигателей при стабильно высокой выработке солнечных модулей в благоприятных метеорологических условиях для достижения большей скорости.

Экологическая составляющая проекта:

В марте 2020 г. Фёдор Конюхов подписал Меморандум о сотрудничестве с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН в целях реализации совместных научных, просветительских и экспедиционных проектов, направленных на изучение и освоение мирового океана, исследование рельефа дна, подводной флоры и фауны, а также экологический мониторинг морей и океанов.

Первым проектом в рамках данного научно-технического сотрудничества станет изучение степени загрязнения вод мирового океана частицами микропластика. Специальные фильтры проточного типа со сменными картриджами, установленные на катамаране, способны улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Задачами Фёдора Конюхова будут ежедневное обслуживание фильтров, упаковка и маркировка собранных образцов с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчётчика отфильтрованной воды. Он также будет вести визуальный мониторинг поверхностных слоёв океана на предмет загрязнений и вести видео-дневник. Собранные образцы и видеоматериалы будут переданы в Институт для анализа и интерпретации.

Запланированные исследования позволят оценить степень загрязнения пройденной акватории Южного Тихого океана микропластиком и в дальнейшем изучить пути его переноса при помощи математического моделирования.

Цели проекта:

Совершить первое в истории одиночное пересечение Атлантического и Тихого океанов от континента до континента на солнечной энергии.

Провести испытания фотоэлектрических панелей (ФЭП) отечественного производства в условиях океана на протяжении длительного времени, при условии постоянной нагрузки.

Провести испытания АКБ в условиях океана на протяжении длительного времени, при условии постоянной нагрузки. Результаты тестирования ФЭП и АКБ в результате реализации проекта «катамаран NOVA», в том числе многодневные натурные испытания, будут использованы в проекте «Альбатрос».

Совместно с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН провести эко мониторинг загрязнения Атлантического  и Тихого океанов микропластиком. Катамаран оборудован устройством фильтрации морской воды. Ежедневно, продвигаясь по маршрут, Фёдор Конюхов будет проводить сбор данных.

Экология. БОС (беспилотные океанские суда) – в будущем будут незаменимы для осуществления длительного экологического мониторинга загрязнения Мирового океана, а также изменения климата, в том числе изменения солёности океанов.

Технологическая задача:

Отработка технологий беспилотных морских судов на электрической тяге и солнечных модулях в качестве источника питания.

Дмитрий Мраморов, председатель совета директоров СКБ Контур:

«Снова перед Фёдором Конюховым стоит сложнейшая задача — преодолеть в одиночку на уникальном судне океан, используя только энергию солнца. Снова это будет не просто путешествие на пределе человеческих возможностей, но и целое исследование — на этот раз экологическое.

Мы вместе наблюдаем настоящий феномен нашего современника, человека, который добивается невероятных результатов за счёт упорства, дисциплины, веры, очень качественной подготовки и опыта. Такие люди как Фёдор Конюхов радикально расширяют горизонт возможностей и меняют восприятие мира.

Мы поддерживаем проект и надеемся, что энергия солнца и самого Федора Филипповича помогут воплотить этот смелый замысел в жизнь».

 

 

Партнёры Проекта:

  • Лига Ставок — генеральный партнёр проекта;
  • Ростсельмаш — официальный партнёр проекта;
  • СКБ Контур – официальный партнёр проекта;
  • Эко-Нива — официальный партнер проекта;
  • AO РОТЕК — технологический партнер проекта;
  • ХЕВЕЛ — официальный поставщик солнечных панелей;
  • ОАО «НТЦ ТПТ» — разработчик солнечных панелей;
  • UMATEX – официальный поставщик углеволокна;
  • СИЛА НАЦИИ — официальный партнёр проекта;
  • RedFox − официальный поставщик экипировки;
  • DHL Express − официальный логистический партнер проекта;
  • Iridium − официальная спутниковая связь проекта;
  • Иридиум360 РокСТАР – официальный спутниковый трекер проекта;
  • Breitling – официальный хронограф проекта;
  • Lenovо − официальный поставщик оргтехники и мобильных телефонов.

Пресса о проекте

Федор Конюхов пересечет Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии — ТАСС

Катамаран NOVA на солнечной энергии совершит переход через Атлантический и Тихий океаны — ЭнергоНьюс

Федор Конюхов переплывет Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии — Санкт-Петербург

Фёдор Конюхов хочет пересечь два океана на катамаране на солнечной энергии — Regnum

Институт океанологии и Фёдор Конюхов объявили о начале научного сотрудничества. Ocean.ru

Федор Конюхов: С NOVA В ПОХОД. YACHTING

Maritime adventurer sets his sights on solar-powered trip. Otago Daily Times

Апостол прогресса: Почему Федору Конюхову не сидится дома. РГО

Свой 70-летний юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море. РГО

Фёдор Конюхов объяснил, в чем разница между Джеймсом Кэмероном и Фёдором Бондарчуком. E1.RU

Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть