В июле 2024 путешественник, пилот Фёдор Конюхов и мастер спорта международного класса, пилот Игорь Потапкин планируют совершить рекордный беспосадочный перелёт от архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) до точки географического Северного полюса на мотопараплане протяжённостью до 800 км за 12-14 ч.
Экспедиция на Северный полюс состоится в период с 3 июля по 5 августа 2024 г.
Экипаж с оборудованием и командой технического сопровождения прибудет в г. Мурманск к 3 июля 2024 г., поднимется на борт атомного ледокола «50 лет Победы» для проследования через Баренцево море к месту старта в районе о-ва Рудольфа – самой северной точки ЗФИ, где начинаются паковые льды Северного ледовитого океана.
Мотопараплан будет выгружен с борта ледокола на лёд в районе 85 гр. северной широты, где состоится старт рекордного полёта Фёдора Конюхова и Игоря Потапкина на Северный полюс. После приземления в точке Северного полюса на 90 гр. северной широты, пилоты разобьют лагерь и будут ожидать подбора командой ледокола, который вновь примет их на борт и проследует обратно в г. Мурманск к 5 августа 2024 г.
Логистическая поддержка проекта обеспечивается Клубом полярных путешествий, который является фрахтователем ледокола и единственным в мире организатором ежегодных круизов на Северный полюс.
История проекта
В 2022 году экипаж Конюхов-Потапкин совершил тренировочный полёт к вершине Земли. Взлёт паралёта осуществлялся с дрейфующей льдины размером 100 на 50 метров, расположенной вдоль борта ледокола «50 лет Победы» на 85 градусе северной широты. После взлета пилоты взяли курс на Северный полюс. Это был первый в истории полёт на мотопараплане в высоких арктических широтах. Спустя три часа и 172 км в пути, пилоты совершили посадку на льдину. Ледокол, двигаясь в сторону Северного полюса, подобрал экипаж и продолжил выполнять туристическую программу круиза.
На основе полученного опыта, в конструкцию паралёта были внесены некоторые изменения. Так, был разработан обтекатель, позволяющий минимизировать сопротивление набегающего потока воздуха и обеспечивающий безопасность экипажа, а также дополнительные места хранения средств спасения и другого полезного груза. В обтекатель встроены два топливных бака по 75 литров каждый, произведенных из композитных материалов от Композитного дивизиона ГК Росатом Проектирование обтекателя и топливных баков выполнила Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Фёдор Конюхов является Почетным доктором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого).
Благодаря передовым методам компьютерного моделирования, специалистам Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ удалось в два раза снизить общий вес многослойного обтекателя – он будет весить 20 кг. Топливные баки аэродинамической формы и увеличенного объёма обеспечат максимальную продолжительность полёта.
Генеральным партнером выступает технологический российский бренд PATRIOT, один из лидеров на рынке садовой, силовой, строительной техники и электроинструмента. Более 25 лет компания разрабатывает, производит, продает и обслуживает технику. Продукция компании отличается инновационными решениями, надежностью, удобством использования, что делает ее привлекательной как для профессионалов, так и начинающих пользователей.
После приземления на Северном полюсе Фёдор Конюхов развернёт одиночную дрейфующую полярную станцию в Северном ледовитом океане, на которой проживет три недели, продолжая выполнять научную программу Института океанологии им. П. Ширшова РАН. Исследования включают в себя изучение сейсмической активности дна Северного ледовитого океана, а также маршруты дрейфа его ледяного покрова.
Лагерь будет оборудован всем необходимым для автономной работы и выживания. Специальная палатка для путешественника была разработана компаний ANNKOR из г. Санкт-Петербурга. Компания производит палатки с надувным каркасом собственной разработки. Основное преимущество – быстрая сборка в походных условиях (накачивается насосом за 1 минуту). Конструкцией палатки предусмотрен тамбур с несколькими отдельными помещениями и системой вентиляции. По просьбе Фёдора Конюхова в палатке также предусмотрены большие панорамные окна и непромокаемый пол.
Ранее, в 2021 году, Фёдор уже дрейфовал на первой в мире одиночной полярной станции в районе Северного полюса. В тот раз Конюхову удалось провести исследования интенсивности таяния и маршруты дрейфа льдов Северного ледовитого океана, а также сделать запись сейсмической активности в районе Северного полюса, уникальность которой заключалась в расположении сейсмографа непосредственно на ледовом покрове при полном отсутствии дополнительных техногенных шумов от транспорта или дизель-генераторов, присущих многолюдным береговым полярным станциям.
Дополнительная информация о проекте здесь
Технические характеристики мотопараплана:
Вес конструкции – тележка, мотор и крыло – 150 кг;
Запас топлива (бензин) – 190 л;
Дальность полёта (в нормальных условиях) – 960 км;
Продолжительность полёта (в нормальных условиях) – 16 ч.;
Площадь крыла – 42 м2;
Экипаж – 2 чел.;
Срок изготовления крыла – 1 месяц .
Разработчиком и производителем сверхлёгкого мотопараплана является российская компания ПарААвис.
Организатор Экспедиции – Международный Центр Путешествий Фёдора Конюхова.
Партнёрами проекта являются