Композитный дивизион «Росатома» поставил высокотехнологичные материалы для двухместного паралёта путешественника Фёдора Конюхова

26 июня 2024

Уникальный обтекатель со встроенными топливными баками для двухместного паралёта, на котором российский путешественник Фёдор Конюхов и пилот Игорь Потапкин планируют поставить новый рекорд, сделан на основе высокотехнологичных углеродных и стеклотканей производства Композитного дивизиона госкорпорации «Росатом».

Обтекатель спроектирован специалистами Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Команде инженеров с опытом реализации высокотехнологичных авиационных проектов была поставлена задача создать прочную и легкую конструкцию, позволяющую защитить пилотов от переохлаждения, а также снизить расход топлива.

Полученные аэродинамические параметры паралёта, по мнению инженеров Передовой инженерной школы, позволят увеличить максимальную дальность полёта российского экипажа с 900 до 1200-1300 км за 8-14 часов, однако итоговая протяжённость полёта и затраченное время во многом будут зависеть от погодных условий и направления ветра на маршруте.

Обтекатель паралёта был изготовлен по технологии вакуумной инфузии с использованием таких композитных материалов как однонаправленная и мультиаксиальная углеродная ткань и двунаправленная стеклоткань. Начальный этап производства предполагает создание специальных матриц, выточенных из многослойных МДФ панелей на фрезеровочном станке по заданной компьютером программе. Затем поверхность получившихся ложементов шлифуется вручную и покрывается специальным воском, препятствующим слипание композитного материала с древесиной. Далее на матрицы послойно и разнонаправленно укладывается углеволокно и стеклоткань для создания рёбер жёсткости на особо напряжённых участках корпуса обтекателя. Полученный «пирог» накрывается специальным мешком с одновременной откачкой воздуха и закачкой полимерной смолы, заполняющей все имеющиеся в материале пустоты. Материал отвердевает в течении 24 часов, после чего полученные элементы корпуса обтекателя проходят заключительную ручную обработку перед покраской.

Конструктивно обтекатель состоит из нескольких отдельных элементов: нижняя часть имеет форму лодки, передняя напоминает капот, а боковые панели скрывают расположенные по бортам топливные баки объёмом 75 литров каждый. Баки весом всего 2 кг каждый оснащены внутренними перегородками для исключения резкого перетекания топлива в полёте. Изнутри и снаружи поверхность баков дополнительно покрыта специальными клеевыми составами для минимизации негативного воздействия топлива на стенки ёмкостей. Общий вес конструкции составил всего 23 кг, что вызвало немалый интерес в профессиональной среде авиаторов.

Серия лётных испытаний проводилась на аэродроме «Кречевицы» в Новгородской области и благополучно завершилась на аэродроме базирования «Турово» в Истринском районе Московской области. 27 июня паралёт будет отправлен в г. Мурманск для погрузки на ледокол.

«Я благодарю команду Росатома за взаимопонимание и всеобъемлющую поддержку моих начинаний. В своих проектах я стараюсь по максимуму использовать оборудование и материалы российского производства. Сейчас Россия достигла больших успехов в производстве качественного углеволокна, и я по-настоящему горжусь нашими производителями и инженерами, благодаря которым к Северному полюсу за рекордом мы с Игорем полетим на полностью российском паралёте с уникальными лётными характеристиками», – делится впечатлениями от испытаний путешественник Фёдор Конюхов.

«Для нас это очередной важный этап подготовки к сложной арктической экспедиции. В ней мы с Фёдором планируем установить мировой рекорд для двухместного паралёта и благодаря наличию обтекателя наши шансы на успех кратно возрастают», — сказал Игорь Потапкин, мастер спорта международного класса.

Госкорпорация «Росатом» ранее уже поставляла материалы команде путешественника для постройки корпуса инновационного исследовательского катамарана на солнечной энергии NOVA для пересечений океанов.

К отправной точке нового рекорда – архипелагу Земля Франца-Иосифа, спортсменов доставит экспедиция Клуба полярных путешествий. Оттуда путешественники начнут свой рекордный полёт в сторону точки географического Северного полюса – 90 градусов северной широты. Место старта будет определено исходя из фактической ледовой обстановки и погодных условий. Экспедиция Клуба пройдет на самом мощном в мире атомном ледоколе «50 лет Победы». На его борту будут находится 120 пассажиров, которые смогут пообщаться с Фёдором Конюховым и Игорем Потапкиным и поддержать их перед историческим стартом.

Композитный дивизион Госкорпорации «Росатом» – крупнейший производитель композитных материалов в России. Располагает масштабными мощностями от производства сырья до готовых изделий. Дивизион включает в себя современный научно-исследовательский центр, промышленные производства ПАН-прекурсора, углеродного волокна, производителей тканей и препрегов, стекловолокна, а также готовых изделий из композитных материалов.

Клуб полярных путешествий 25 лет показывает и рассказывает международному сообществу об уникальности таких труднодосягаемых полярных регионов Земли, как Арктика, Антарктика и Северный полюс. Экспедиционные круизы проводятся в режиме реальных исследовательских путешествий с командой профессионалов. В клубе поднимаются темы осознанных путешествий в гармонии с природой и заботой об экологии, глобального потепления и влияния антропогенного фактора, а также что представляют собой полярные регионы и почему ими следует дорожить.

 

Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть