Фёдор Конюхов открыл новую страницу в истории океанской гребли

13 мая 2019

9 мая 2019 года россиянин Фёдор Конюхов пересек долготу чилийского острова Диего-Рамирес и стал первым человеком в истории, кому удалось совершить одиночный переход на вёсельной лодке через Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах.

Стартовав 6 декабря 2018 года из новозеландского порта Данидин, Фёдор Конюхов пересек Южный океан и достиг пролива Дрейка за 154 дня, преодолев расстояние в 11 525 километров или 6 400 морских миль.

В этом походе Фёдор Конюхов установил несколько мировых рекордов, которые должны пройти верификацию Общества Океанских Гребцов в Англии и в дальнейшем также быть представлены на регистрацию в Книге Рекордов Гиннесса. Уже сейчас можно озвучить некоторые из рекордов: самый возрастной гребец-одиночка – 67 лет, достиг самой южной точки на весельной лодке — 56’40 южной широты, самое большое количество дней в Южном океане – 154 дня (предыдущий рекорд принадлежал французу — 59 дней), самое большое пройденное расстояние в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах – 11 525 километров, первый и единственный человек, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад и с запада на восток).

Фёдор Конюхов открыл новую страницу успешных переходов через Южный океан. До него было пять попыток с разными точкам старта: Тасмания, Новая Зеландия и даже Фолклендские острова, но все они заканчивались неудачно. Фёдор стал первым, кому удалось достичь финиша.

Встреча Федора Конюхова в проливе Дрейка.

Заключительный этап, подход к островам Диего-Рамирес требовал слаженной работы гребца и команды. Ответственный момент, который мог решить судьбу всего проекта. Зачастую именно у берега происходят аварийные ситуации и даже трагические случаи.

Береговая команда несколько недель планировала организацию встречи в проливе Дрейка и, базируясь на прогнозе погоды, приняла решение выходить из порта Ушуая 7 мая на экспедиционной яхте Australis в сторону мыса Горн. За сутки яхта пересекла пролив Дрейка и добралась до самых южных островов Диего-Рамирес, расположенных на 56’30 южной широты. Эта группа островов является официальной границей, отделяющей Южный Тихий океан от пролива Дрейка, а также разделителем между международными водами и внутренними водами Чили на востоке. Моряки же называют эти острова предвестниками мыса Горн или воротами в пролив Дрейка.

По плану, Федор Конюхов должен был подходить к островам с юга, намереваясь пересечь долготу до темноты. Пересечение финишной линии состоялось 9 мая в 15:45 по местному времени (+3 часа UTC) и ознаменовало завершение исторического перехода. Южный Тихий океан остался за кормой.

Яхта Australis выдвинулась наперерез весельной лодке. Встреча состоялась в 9 милях к юго-востоку от Диего-Рамирес. Выходили на лодку «АКРОС» с помощью сигнала AIS на экране чарт-плоттера, затем заметили белый дым от фальшфейера.

После установления визуального контакта, обмена приветствиями, началась работа команды по организации буксировки. Погодное окно у нас было буквально на 3 часа. С третьей попытки нам удалось взять лодку Фёдора на буксир, и было принято решение буксировать к Диего-Рамирес, чтобы в подветренной стороне острова сделать трансфер – пересадить Федора через надувную лодку на яхту «Australis». Принять Фёдора сразу с вёсельной лодки на борт стальной яхты водоизмещением 50 тонн не представлялось возможным. Высокая океанская зыбь не позволяла выполнить этот маневр в безопасном режиме, мы могли разбить лодку, выполненную из композитных материалов.

Четыре часа буксировки лодки «АКРОС» с Фёдором внутри, на скорости 3 узла против волны и ветра. Федор держал с нами связь по рации. Удары были такие, что мы переживали за его здоровье. В обычных условиях лодка идет по волне и ветру, здесь же нам пришлось буксировать с человеком внутри против волны и встречного ветра.

В районе девяти часов вечера подошли к Рамиресу. В южном полушарии поздняя осень, темнеет рано. Ветер усилился и зашел на северный, бухта перестала прикрывать нас от ветра (самый большой остров – Бартоломео – закрывает только от западного ветра), но у нас не было выхода, кроме как пересаживать Федора в этих условиях. Дальше погода только ухудшалась. Через пару часов на пролив Дрейка обрушился шторм с северным ветром в 45-50 узлов. Скинули резиновую лодку «Zodiac» на воду и на руках перебрались по буксировочному концу к лодке «АКРОС». Фёдор уже ждал нас на палубе, держа в руках водонепроницаемую сумку. В ней были документы, видеокамера и дневники, которые Фёдор Конюхов вел в океане.

Забрали Фёдора в лодку и под мотором вернулись к яхте.  Невероятные ощущения, когда ты в ночи на 56 градусе южной широты в штормовую погоду маневрируешь на резиновой лодке с подвесным мотором.

В 22:47 Федор был на борту экспедиционной яхты Australis. Mission completed.

Эмоции через край, 154 дня в Южном океане, и еще пару минут назад он был в промерзшей, отсыревшей лодке, на пятиметровых волнах, а сейчас на борту экспедиционной яхты в кругу друзей.

 

 

Все знали, что у нас было окно в несколько часов, чтобы провести операцию – и нам это удалось!

Фёдор, тем временем, спустился в каюту яхты, и мы смотрели на него, как на человека с другой планеты, а он – на нас, и все не могли поверить, что мы вырвали его из крепких объятий сурового Южного океана. Жестокий пролив Дрейка захлопнул ворота, а Фёдор у нас на борту.

Начался долгий путь через пролив Дрейка при штормовом ветре в сторону Ушуая. На корме яхты выставили постоянную вахту для наблюдения за лодкой и проверкой буксировочных концов. Федор рассказывал нам невероятные истории выживания в Южном океане, и вся команда на борту – россияне, австралийцы и новозеландец – слушали эти рассказы много часов подряд. Уверен, все, кто был на борту яхты, навсегда запомнят эту ночь в проливе Дрейка с Фёдором на борту.

Нам потребовалось двое суток, чтобы пробиться против встречного шторма в Пуэрто-Вилльямс (Puerto Williams) – чилийскую военно-морскую базу, расположенную на западной стороне канала Бигль. На причале нас встречало все командование базы, а также чилийские журналисты. Прибытие лодки «АКРОС» в Чили было оформлено по всем правилам, с посещением капитана порта и таможни, в завершении всех процедур Фёдор получил штамп в паспорт: 11 мая – прибытие в Чили.

Пока проходили все иммиграционные и таможенные формальности — закончился световой день, команда решила провести ночь в Пуэрто Виллиамс (Чили) и сделать заключительный переход до порта Ушуая (Аргентина) утром 12 мая.

В результате у нас ушло трое суток, чтобы пройти путь от группы островов Диего-Рамирес, через пролив Дрейка в канал Бигль и далее в Ушуая, в конечный пункт маршрута, откуда лодка «АКРОС» будет отправлена в Англию на верфь Rannoch Adventure для сервиса.

В Ушуая Фёдора и нашу команду ждала отличная штилевая погода, радушный прием, организованный русской общиной, почётным консулом России Юрием Андрущаком, директором яхт-клуба Afasyn — Roxanna Diaz и городскими властями. Хозяин верфи Rannoch Adventure — Чарли Питчер – специально прибыл из Англии в Ушуая, чтобы лично приветствовать Фёдора и лодку «АКРОС», которую больше года строила и оборудовала его команда. Чарли Питчер (Charlie Pitcher) известен в мире океанских гребцов тем, что в 2013-м установил рекорд одиночного пересечения Атлантического океана на вёсельной лодке – 35 суток, улучшив предыдущий рекорд, принадлежавший Фёдору Конюхову (46 суток). Так что с Фёдором Конюховым они хорошие и давние друзья.

Отдельных слов благодарности заслуживает капитан нашей яхты – австралиец Ben Wallis и первый помощник Katy Lucas. Те капитаны, на которых мы рассчитывали изначально, в итоге не смогли дождаться Фёдора, сославшись на другие проекты и ремонты, покинули Ушуая. Команда Australis, завершив сезон в начале апреля, ровно месяц сидела в порту и ждала прибытия Фёдора, с тем чтобы выйти в Южный океан, встретить и отбуксировать его в безопасную гавань. Огромная благодарность экипажу – только специально подготовленная яхта Australis смогла справиться с поставленной задачей в этих рискованных условиях.

Фёдор Конюхов будет отдыхать несколько дней в Ушуая, пока мы ожидаем контейнер для отправки лодки в Англию. В ближайшее время он поделится своими впечатлениями о заключительном этапе и в целом о всей экспедиции, которую ему удалось только что завершить.

От имени Оргкомитета проекта благодарим всех, кто следил, переживал, молился и помогал нашей команде в реализации проекта. Мы сделали это!

С уважением

Оскар Конюхов

Руководитель проекта

Ушуая, Аргентина.

12 мая 2019.

Фоторепортаж

Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть