Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин достигли Северного полюса и установили мировой рекорд

08 июля 2024

В период 7-8 июля 2024 г. российские пилоты совершили первый в мире успешный перелёт в условиях высокоширотной Арктики на двухместном паралёте (мотопараплане) от 86 градуса северной широты до точки географического Северного полюса.

7 июля начиная с 85 градуса северной широты Команда Международного центра путешествий Фёдора Конюхова и опытные специалисты Клуба полярных путешествий начали подбирать льдину для организации запуска паралёта. Во второй половине дня подходящая по площади и толщине льдина была найдена. Сначала пилоты оценили её с мостика ледокола «50 лет Победы», затем на льдину была высажена команда для осмотра. Промерив льдину шагами, выяснилось, что её длина составляет до 150 метров. С борта ледокола она казалась гораздо больше. После проверки льдины началась выгрузка паралёта, заправка топлива и проверка бортовых систем навигации и связи.

В топливные баки заправили бензин АИ-95 из расчета на 10 часов полёта. Вместимость баков позволяет взять на борт до 190 литров, но из опасения критического увеличения взлётной массы объём топлива ограничили 150 литрами.

Общий взлётный вес паралёта с учётом пилотов, топлива и оборудования для лагеря (примус, минимальный набор для выживания в Арктике) составила чуть более 500 кг.

Перед стартом Игорь Потапкин проехался на паралёте по импровизированной взлётной полосе против ветра, затем по ветру, проверяя ровность поверхности льда и снежного покрова. Затем паралёт развернули на ветер для взлёта и закрепили крыло площадью 42 м2 к конструкции паралёта. Два человека удерживали крыло и ещё двое помощников помогали сдёрнуть тележку паралёта с места для быстрого старта, так как лыжи мгновенно прилипали к мокрому снегу. Ветер на старте составлял 6-8 м/с.

Через несколько секунд после толчка, паралёт начал разгон, стремительно приближаясь к вешкам, обозначающим конец полосы. Сразу за верхним краем взлетной полосы находилась широкая полынья в которой стоял ледокол «50 лет Победы». Ещё одно свидетельство потепления – найти поле многолетнего льда в огромной Арктике с относительно ровной поверхность и без луж талой пресной воды оказалось не так просто.

После взлёта, паралёт начал подниматься по спирали, описывая круги над ледоколом на глазах у многочисленных пассажиров туристического круиза, что особенно понравилось детям. Во время набора высоты пилоты докладывали параметры работы двигателя и всех приборов, а команда на льдине осуществляла визуальный контроль и вела радиообмен с пилотами. Минут через пять, сделав заключительный виток над ледоколом, паралёт скрылся в нижнем крае облачности, высотой всего 150 метров. Такая низкая облачность не является благоприятной для полётов, поэтому перед стартом был запущен дрон на высоту до 500 метров и проведено зондирование состояния атмосферы по эшелонам. Камера дрона показала, что выше 300 метров начинается чистое небо и светит солнце. Именно эта информация позволила пилотам принять окончательное решение стартовать, так как с палубы ледокола оценить толщину облачного «пирога» было невозможно.

Дальше началась напряжённая работа пилотов в небе, Штаба экспедиции на борту ледокола и в г. Москве. Московский Штаб под руководством Станислава Бычкова фиксировал данные, получаемые со спутниковых трекеров Iridium RockStar. Один раз в 3, 5, 10 минут на протяжении всего полёта отслеживалась и фиксировалась высота, скорость, курс, координаты, температура окружающей среды, заряд батареи приборов, а также пройденное расстояние в километрах. Соответствующие отчёты передавались на борт ледокола по электронной почте и устно на ходовой мостик. Надёжным прогнозом погоды Московский Штаб снабжал Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), дополнительные комментарии по прогнозу давали профессиональные пилоты Клуба спорта сверхлёгкой авиации «Игра гравитации» под руководством Виталия Решетняка. Ситуация с погодой осложнялась тем, что от острова Рудольфа ледокол догонял мощный циклон с осадками в виде града, сильным ветром, густыми туманами и низкой облачностью, но команде удалось найти короткое окно и пойти наперегонки с циклоном.

Рекордный полёт в высоких широтах Арктики протяжённостью 440, 51 км продлился 10 часов и 13 минут с 16:29 7 июля до 02:42 8 июля (по МСК) и проходил в коридоре 57-60 градусов восточной долготы на высоте от 267 до 835 метров над поверхностью. Средняя скорость составила 47 км/ч. Ближе к Северному полюсу скорость упала до 30 км/ч, так как пилоты попали в зону встречного, встречно-бокового ветра, который существенно замедлил их продвижение и, как следствие, увеличил расход топлива.

Штаб в Москве каждые 3 минуты получал данные о местонахождении паралёта и зафиксировал выход в точку Северного географического полюса в районе 2:40 по Москве. Пилоты перелетели через Северный полюс и оказались в западном полушарии. Выбрав льдину для приземления, они совершили сложную посадку при сильном ветре и отсутствии значимых ориентиров.

После приземления пилоты по спутниковому телефону позвонили на мостик ледокола и доложили об успешном перелёте и достижении Северного полюса, после чего разбили лагерь, выпили горячего чая и приготовились к суточному дрейфу в районе Северного полюса в ожидании ледокола «50 лет Победы». С ними поддерживается регулярный контакт по спутниковой связи, буи передают координаты в автоматическом режиме. Поиск и подбор пилотов со льдины пройдёт в штатном режиме по ранее отработанной схеме.

Первое в истории достижение географического Северного полюса на мотопараплане с российским экипажем состоялось. По итогам анализа данных с бортовых спутниковых треккеров, будет заведено соответствующее рекордное дело.

Оскар Конюхов

Руководитель экспедиционного штаба Фёдора Конюхова

С борта ледокола «50 лет Победы».

 

Партнёрами проекта являются 

  • PATRIOT – генеральный партнёр экспедиции;
  • Клуб полярных путешествий –логистический партнёр проекта;
  • Scanndi — генеральный экипировочный партнер;
  • Композитный дивизион ГК Росатом – поставщик композитных материалов;
  • HAVAL – официальный автомобиль проекта;
  • Инжиниринговый центр (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ;
  • ООО СК «Сбербанк страхование жизни»;
  • Клуб спорта сверхлёгкой авиации «Игра гравитации» – консультант;
  • Iridium − официальная спутниковая связь проекта;
  • Иридиум360˚ РокСТАР – официальный спутниковый трекер проекта.
Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть