Композитный дивизион «Росатома» поставил высокотехнологичные материалы для двухместного паралёта путешественника Фёдора Конюхова - Фёдор Конюхов

Композитный дивизион «Росатома» поставил высокотехнологичные материалы для двухместного паралёта путешественника Фёдора Конюхова

26 июня 2024

Уникальный обтекатель со встроенными топливными баками для двухместного паралёта, на котором российский путешественник Фёдор Конюхов и пилот Игорь Потапкин планируют поставить новый рекорд, сделан на основе высокотехнологичных углеродных и стеклотканей производства Композитного дивизиона госкорпорации «Росатом».

Обтекатель спроектирован специалистами Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Команде инженеров с опытом реализации высокотехнологичных авиационных проектов была поставлена задача создать прочную и легкую конструкцию, позволяющую защитить пилотов от переохлаждения, а также снизить расход топлива.

Полученные аэродинамические параметры паралёта, по мнению инженеров Передовой инженерной школы, позволят увеличить максимальную дальность полёта российского экипажа с 900 до 1200-1300 км за 8-14 часов, однако итоговая протяжённость полёта и затраченное время во многом будут зависеть от погодных условий и направления ветра на маршруте.

Обтекатель паралёта был изготовлен по технологии вакуумной инфузии с использованием таких композитных материалов как однонаправленная и мультиаксиальная углеродная ткань и двунаправленная стеклоткань. Начальный этап производства предполагает создание специальных матриц, выточенных из многослойных МДФ панелей на фрезеровочном станке по заданной компьютером программе. Затем поверхность получившихся ложементов шлифуется вручную и покрывается специальным воском, препятствующим слипание композитного материала с древесиной. Далее на матрицы послойно и разнонаправленно укладывается углеволокно и стеклоткань для создания рёбер жёсткости на особо напряжённых участках корпуса обтекателя. Полученный «пирог» накрывается специальным мешком с одновременной откачкой воздуха и закачкой полимерной смолы, заполняющей все имеющиеся в материале пустоты. Материал отвердевает в течении 24 часов, после чего полученные элементы корпуса обтекателя проходят заключительную ручную обработку перед покраской.

Конструктивно обтекатель состоит из нескольких отдельных элементов: нижняя часть имеет форму лодки, передняя напоминает капот, а боковые панели скрывают расположенные по бортам топливные баки объёмом 75 литров каждый. Баки весом всего 2 кг каждый оснащены внутренними перегородками для исключения резкого перетекания топлива в полёте. Изнутри и снаружи поверхность баков дополнительно покрыта специальными клеевыми составами для минимизации негативного воздействия топлива на стенки ёмкостей. Общий вес конструкции составил всего 23 кг, что вызвало немалый интерес в профессиональной среде авиаторов.

Серия лётных испытаний проводилась на аэродроме «Кречевицы» в Новгородской области и благополучно завершилась на аэродроме базирования «Турово» в Истринском районе Московской области. 27 июня паралёт будет отправлен в г. Мурманск для погрузки на ледокол.

«Я благодарю команду Росатома за взаимопонимание и всеобъемлющую поддержку моих начинаний. В своих проектах я стараюсь по максимуму использовать оборудование и материалы российского производства. Сейчас Россия достигла больших успехов в производстве качественного углеволокна, и я по-настоящему горжусь нашими производителями и инженерами, благодаря которым к Северному полюсу за рекордом мы с Игорем полетим на полностью российском паралёте с уникальными лётными характеристиками», – делится впечатлениями от испытаний путешественник Фёдор Конюхов.

«Для нас это очередной важный этап подготовки к сложной арктической экспедиции. В ней мы с Фёдором планируем установить мировой рекорд для двухместного паралёта и благодаря наличию обтекателя наши шансы на успех кратно возрастают», — сказал Игорь Потапкин, мастер спорта международного класса.

Госкорпорация «Росатом» ранее уже поставляла материалы команде путешественника для постройки корпуса инновационного исследовательского катамарана на солнечной энергии NOVA для пересечений океанов.

К отправной точке нового рекорда – архипелагу Земля Франца-Иосифа, спортсменов доставит экспедиция Клуба полярных путешествий. Оттуда путешественники начнут свой рекордный полёт в сторону точки географического Северного полюса – 90 градусов северной широты. Место старта будет определено исходя из фактической ледовой обстановки и погодных условий. Экспедиция Клуба пройдет на самом мощном в мире атомном ледоколе «50 лет Победы». На его борту будут находится 120 пассажиров, которые смогут пообщаться с Фёдором Конюховым и Игорем Потапкиным и поддержать их перед историческим стартом.

Композитный дивизион Госкорпорации «Росатом» – крупнейший производитель композитных материалов в России. Располагает масштабными мощностями от производства сырья до готовых изделий. Дивизион включает в себя современный научно-исследовательский центр, промышленные производства ПАН-прекурсора, углеродного волокна, производителей тканей и препрегов, стекловолокна, а также готовых изделий из композитных материалов.

Клуб полярных путешествий 25 лет показывает и рассказывает международному сообществу об уникальности таких труднодосягаемых полярных регионов Земли, как Арктика, Антарктика и Северный полюс. Экспедиционные круизы проводятся в режиме реальных исследовательских путешествий с командой профессионалов. В клубе поднимаются темы осознанных путешествий в гармонии с природой и заботой об экологии, глобального потепления и влияния антропогенного фактора, а также что представляют собой полярные регионы и почему ими следует дорожить.

 

Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть