Два оборота вокруг земли на воздушном шаре

В истории освоения воздушного пространства нашей планеты было всего три успешных кругосветных полета на аэростатах.

1999 год - экипаж Бертрана Пикара (Швейцария) и Брайна Джонса (Англия) за 19 суток облетел нашу планету в северном полушарии (Швейцария - Египет). Это была третья попытка команды, и шар назывался Breitling Orbiter 3.

В 2002 году американский пилот Стив Фоссетт совершил одиночный кругосветный полет в южном полушарии. Это была его шестая попытка. Маршрут пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Пилот  затратил на этот маршрут 13 суток, показав рекордную скорость полета - 320 км/час.

Было еще 10 неудачных попыток совершить кругосветку на воздушном шаре.

В 2016 году российский пилот Фёдор Конюхов с первой попытки облетел вокруг света за 11 суток. Маршрут также пролегал с запада на восток из Австралии в Австралию. Установил два мировых рекорда: скорости и протяженности пройденного маршрута. А также, используя только потоки ветра, смог пролететь над аэродромом старта на западном побережье Австралии. За это достижение был признан ФАИ "Пилотом года 2016".  

Воздушный шар и все оборудование для кругосветного полета Фёдора Конюхова в 2016 году было изготовлено и предоставлено британской компанией Cameron Balloons.

Оболочка шара состояла из двух отсеков. Внутренний отсек для газа легче воздуха - гелия. Внешняя оболочка для подогретого воздуха. Такой тип шара называется комбинированным или Розьер в честь его изобретателя Жана-Франсуа Розьера.

Принцип работы комбинированного аэростата выглядит так: на старте в газовую оболочку закачивают газ гелий, примерно 60% от объема  оболочки. Чем выше поднимается шар, тем ниже давление в атмосфере и тем выше солнечная радиация. Под воздействием солнечного тепла гелий нагревается и расширяется, занимая весь объем оболочки, излишки газа стравливаются через вшитые клапана. Ночью газ гелий остывает и шар начинает снижаться, в этот момент пилот включает горелки и, используя газ пропан в качестве топлива, подогревает воздух внутри оболочки, тем самым контролируя высоту полета. Таким образом, в отличие от газонаполненного шара и теплового аэростата шар Розьер позволяет находиться в воздухе несколько недель. Рекорд продолжительности полета принадлежит Бертрану Пикару и Брайну Джонсу, в марте 1999 года они облетели вокруг света за 19 дней и 21 час.   

В 2016 году Фёдор Конюхов успешно облетел вокруг света за 11 суток и приземлился в Австралии, имея на борту запас топлива для еще 4-х дней полета.

Шар для Пикара и для Конюхова изготавливала компания Cameron Balloons (Англия, Бристоль). Имея накопленный опыт, современные технологии и, исходя из того, что в 1999 году Breitling Orbiter 3 смог продержаться в воздухе почти 20 дней, родилась идея изготовить шар для двух оборотов вокруг земли.

Расчет такой: первый оборот пилот Фёдор Конюхов совершит за 11-12 суток из расчета средней скорости в 125 км/час, второй оборот за 7-8 суток. К концу первого витка шар будет на 40% легче стартовой массы и находиться на высоте 10 тыс. метров, где, согласно нашим наблюдениям, скорость ветра в струйных течениях может достигать 300 км/час. Второй оборот пройдет на высоте 10 -12 километров.

Эти расчеты базируются на данных, полученных в результате кругосветного полета Фёдора Конюхова в 2016 году. Маршрут в 35 000 км он преодолел за 11 суток. Средняя скорость движения шара - 125 км/час. Максимальная зафиксированная скорость 245 км/час.

В этот раз, учитывая протяженность и высоту полета, будет использоваться герметичная кабина. В 2016 году Фёдор облетел вокруг света в негерметичной кабине, используя жидкий кислород для дыхания все 11 суток.

Объем оболочки составит 25 тыс. кубических метров (для кругосветки 2016 использовался объем 19 тыс. кубических метров).

На рисунке слева на право: Воздушный шар «Мортон», воздушный шар для двух оборотов вокруг Земли, воздушный шар для полета в стратосферу, стандартный воздушный шар.

Стоимость изготовления воздушного шара, всего оборудования и работы специалистов на запуске шара - 2 млн. долларов США.

Срок изготовления шара и оборудования 11 месяцев. Полет возможен в зимнее время в южном полушарии (июнь-июль-август) - период наименьшей термической активности. Старт планируется с западного побережья Австралии.  


Facebook
Вконтакте


Поиск
По тегам: