Сегодня важная веха для Фёдора Конюхова и всего проекта: до предполагаемой точки финиша в Западной Австралии осталось 6 800 км (по прямой) и за кормой лодки «АКРОС» 6 800 км по прямой (по факту более 8 000 км). Таким образом, Фёдор Конюхов преодолел важную психологическую отмету: половина пути или, — как принято говорить — экватор пройден! С этого момента мили (километры) до финиша будут сокращаться.
Сегодня получили смс-сообщение от Фёдора Конюхова: «Смотрю на небо, вспоминаю, как летел над этим океаном на воздушном шаре в 2016 году».
Именно в Индийском океане Фёдор столкнулся с самым сложным испытанием, которое могло прервать полёт. Тогда, в июле 2016 года, на маршруте шара сформировался суперциклон, и чтобы обойти эту погодную аномалию, Фёдору Конюхову прошлось с 35 градуса южной широты улететь на 60 градус в Антарктиду, где в тот момент установилась глубокая полярная ночь. Солнце едва появлялось на горизонте и газ гелий (в оболочке аэростата), который являлся основной подъемной силой, не получал прогрева от солнечных лучей и не тянул шар вверх (вес конструкции около 10 тонн) – вся надежда на 6 горелок, которые должны работать сутки на пределе. Но самое важное – шар не должен опускаться ниже 10 километров (коридор по эшелону, который выдал метеоролог проекта бельгиец Дэвид Дэхинау был очень строгим — 10 000-10 500 метров). Если шар уйдет ниже 10 км, он выпадет из потока (ответвления от центрального струйного течения (jet stream). По факту был найден ручеек на высоте 10 км, в котором аэростат должен находиться сутки. Значит пилот – Фёдор Конюхов — должен справиться с пилотированием аэростата на предельной высоте в негерметичной кабине, используя кислородную маску. Это уже были 10-е сутки одиночного полета, организм пилота на пределе. Снижаться нельзя по инструкции от метеоролога, да и снижаться особенно некуда – внизу Южный океан и берега Антарктиды. В июле (разгар зимы) это равносильно высадиться на Марсе, помощи ждать не откуда.
Этот эпизод хорошо представлен в художественном фильме «Повелитель Ветра», который вышел на экраны в 2023 году.
Долетев до 60 градуса юга, Фёдор смог войти в поток, который вынес его в тыловую часть циклона (аэростат обогнал циклон и вылетел восточнее). Средняя скорость продвижения циклона на восток – 50-60 км/час, средняя скорость воздушного шара — 180-220 км/час.
От 60 градуса южной широты Фёдор взял курс на все тот же мыс Люин (юго-западная оконечность Австралии), и спустя сутки приземлился в Австралии, предварительно пролетев над аэродромом Northam, с которого стартовал 11 суток назад. Весь город Нортхем (Northam) наблюдал за этим историческим событием — серебряный аэростат, который взлетел с аэродрома 12 июля, замкнув 360 меридианов и преодолев более 35 тысяч километров, прошел над взлетно-посадочной полосой (местом старта) и удалился в пустыню, где и совершил приземление. Это феноменальное событие, которое вряд ли кто сможет повторить. Кроме того, Фёдор Конюхов установил два мировых рекорда (FAI): самый быстрый кругосветный полет на воздушном шаре и самое большое пройденное расстояние на воздушном шаре в одиночку. И еще неофициальный рекорд – кругосветный полёт с первой попытки (предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссету, потребовалось 6 попыток).
Позже оба рекорда были ратифицированы Книгой Рекордов Гиннеса. За это достижение Фёдор Конюхов был удостоен звания Пилот Года 2016 по версии Международной Федерации Аэронавтики (FAI). В 1961 году этого звания был удостоен Юрий Гагарин – за первый космический полет вокруг Земли.
Кстати, рекордное дело Юрия Гагарина и Фёдора Конюхова находятся на одной полке в федерации FAI в Швейцарии.
Переход на весельной лодке «АКРОС», который сейчас осуществляет Фёдор Конюхов также без всякого сомнения является сверхдостижением и историческим событием для мировой океанской гребли. Все соответствующие организации, отвечающие за фиксацию мировых рекордов в области океанской гребли, внимательно следят за событиями в Индийском океане. Потенциально Фёдор Конюхов может претендовать сразу на несколько мировых рекордов: пересечение двух океанов за один сезон (Атлантика и Индийский), первопрохождение Южной Атлантики и Южного Индийского океанов, самый возрастной гребец.
Но не будем сильно забегать вперед, Фёдору Конюхову еще предстоит преодолеть огромное расстояние, примерно за 3 месяца, прежде чем он сможет увидеть побережье Австралии.
Карта маршрута здесь.
Партнёры проекта: