Прошедшие дни были наполнены калейдоскопом событий и встреч. Всего неделю назад, в воскресенье, 12 мая, я пришвартовался в яхт-клубе Ушуая, и сразу приступили к подготовке лодки к отправке в Европу.
15 мая закатили её в контейнер для отправки в Англию на сервис. Из самого южного порта на планете, Ушуая, не часто ходят контейнеровозы в Европу, тем более сейчас не сезон и надо торопиться, чтобы успеть на ближайшее судно. Следующая оказия только в июне.
17 мая прибыли в Буэнос-Айрес. Официальный приём и пресс-конференция в Посольстве России в Буэнос-Айресе. Посол Дмитрий Феоктистов вручил письмо-поздравление от Президента России и Председателя Попечительского совета РГО – Владимира Путина. Наши дипломаты в Аргентине устроили радушный прием, показали город. И хотя до России еще тысячи километров, мы уже почувствовали себя как дома.
18 мая в представительстве Россотрудничества прошла встреча с соотечественниками, проживающими в Аргентине. Душевно пообщались на разные темы. Спасибо организаторам за предоставленную возможность.
Сегодня, 19 мая, вылетаем в Москву. После пяти месяцев одиночества я попал в водоворот событий, сотни людей, шум большого города Буэнос-Айреса, но это хорошая тренировка перед прибытием в Москву, где у меня всегда напряженный график. Периодически ловлю себя на мысли, что это какие-то временные события и я опять вернусь в океан. Океан держит и не отпускает. Мне все время кажется, что он шумит где-то, а это шумит кондиционер за окном. Все жду, когда комнату поднимет и качнет из стороны в сторону.
Береговая жизнь внезапно ворвалась. Все произошло так быстро, что я до сих пор не могу воспринять, что я на твердой земле, живу в гостинице в центре Буэнос-Айреса, гарантированный горячий завтрак с 6 до 10 утра, в номере белые простыни и горячая пресная вода просто так, без усилий, льётся из крана.
В океане добыть пресную воду – это операция. Надо дождаться хорошей погоды, чтобы лодка была на ровном киле, если лодку бросает, опреснитель засасывает воздух и останавливается. Необходимо предварительно зарядить аккумуляторы, а это опять – хорошая погода. Дальше потихоньку, со всеми мерами предосторожности, включить опреснитель морской воды и постараться за час закачать воды во все свободные емкости. Обычно я использовал пустые бутылки из-под газированных напитков, они прочные и имеют толстые стенки.
Видео работы опреснителя
На земле мы многие вещи принимаем, как само собой разумеющееся, как данность, но только после многих месяцев в спартанских условиях ты начинаешь ценить тот комфорт, которым окружило себя человечество. В океане пресная вода – это жизнь. Если бы опреснитель вышел из строя, я бы не дошел.
Начал разбирать свои дневники, думаю, как приступить к работе над новой книгой. Надо настроиться и затянуть себя в работу, пока еще свежи воспоминания и переживания. Эту книгу будет сложно писать: с одной стороны, однообразие Южного океана и погодных условий, с другой стороны – было много времени подумать над своей жизнью и переосмыслить прожитые годы.
Когда команда из Москвы прислала прогноз и там было указано – шторм на 36-40 часов, я понимал – придется лежать пристегнутым в каюте и думать, молиться, вспоминать прожитые годы все это время. На палубу не выйти – смоет за борт. Даже перемещать вес по лодке из кормовой каюты в навигационную рубку опасно, нарушается баланс. Плюс, лодку бросает так, что можно получить травму, это означает – конец похода.
Почем так медленно? По факту, я шел в два раза медленнее, чем среднестатистическая современная весельная лодка, пересекающая Атлантику. Это важный вопрос. Сравниваю мой предыдущий переход через Тихий океан из Чили в Австралию – тогда пройденное расстояние составило 9 400 миль за 160 суток. Подробнее здесь.
В этом переходе от Новой Зеландии до пролива Дрейка по лагу прошел 6 400 миль за 154 дня. Еще бы неделя и вышел на знакомые 160 дней. Таким образом, расстояние на 3000 миль меньше, чем в 2014, а прошел за то же время (минус неделя). Для меня это оказалось неожиданным. Мои расчёты по скорости движения и суточным переходам не оправдались.
Южный океан оказался хаотичен, разнонаправлен. Здесь каждое метеорологическое явление очень мощное и живет своей жизнь. Для парусной яхты это не так важно, для нее основной движущей силой является ветер, а в Южном океане его много, настройка парусов обеспечивает уверенное продвижение по курсу. Для вёсельной лодки важно всё – ветер, волна, течение, зыбь, ветровая волна, остаточная волна от прошедшего шторма.
Параметры лодка практически те же, что и 5 лет назад («АКРОС» и «Тургояк» проектировал Фил Моррисон и строила верфь Rannoch Adventure) – а скорость движения на 40% медленнее, чем в 2014 году. Этот вывод надо учитывать ребятам, кто собирается пойти этим маршрутом. В Южном океане вы будете идти медленно, не ждите скорости пассатных переходов. Рассчитывайте на 1 000 – 1 500 миль за месяц. И не забудьте хорошо прокрасить днище необрастающей краской, слоев 6-8, чтобы не привезти к финишу 50 килограмм ракушек.
Работа на палубе. Если коротко – переход в Пассатах от Чили в Австралию 70% времени был на палубе и 30% – на отдых и штормование (в основном проливные дожди, грозы, шквалы). Переход в Южном океане – меньше 30% на палубе, а 70% – это штормование и невозможность находиться на палубе. Это тоже нужно учитывать на будущее. Для меня это оказалось еще одним неприятным сюрпризом, но сделать уже ничего нельзя – оторвавшись от Новой Зеландии, по курсу ни одного острова для захода. Чтобы завершить этот переход, нужно было добраться до Чили – пересечь океан.
Весь опыт, который я получил на этом этапе, я передам моим друзьям, потому что когда я готовился к походу, я также изучал опыт других гребцов.
Аналогичная ситуация была в проекте кругосветного полета на воздушном шаре «МОРТОН». Я смог облететь с первого раза только потому, что был накоплен уникальный опыт предшественника – американский пилот Стив Фоссетт пять раз терпел поражение и совершал аварийные посадки (в том числе, и в России, в Краснодарском крае) и только на шестой раз смог совершить успешный полет, обогнув нашу планету за 13 суток. Эти попытки сформировали базу данных и информацию, которая позволила компании Cameron Balloons создать аэростат, на котором мне удалось облететь вокруг света за 11 суток. Не было бы Фоссетта, я не облетел бы с первой попытки.
Свой переход от Новой Зеландии до пролива Дрейка я посвящаю пионеру океанской гребли – англичанину Питеру Бёрду. У Питера – наибольшее количество попыток пересечь Тихий океан в одиночку с запада на восток. В 1996 году он предпринял последнюю попытку пересечь Северный Тихий океан от моего родного порта Находка (Приморский край) до побережья США. Стартовав в марте, он погиб в Тихом океане в июне 1996. Лодку нашли, а тело Питера – нет. Я видел его лодку в Англии, переборка в каюту была выломана – такое ощущение, что волна ее проломила. Это была пятая попытка Питера пересечь Тихий океан с запада на восток.
Картина «Питер Бёрд». Автор – Татьяна Резвая-Крачлоу.
Со мной на борту лодки «АКРОС» были его часы марки «Sector», их в Новую Зеландию привёз другой английский гребец-рекордсмен Саймон Чок (Simon Chalk). У Саймона – 9 переходов через океаны – шесть трансатлантик и три Индийских океана. На веслах. В 2014-м он был техническим менеджером моего перехода через Тихий океан из Чили в Австралию. Многому меня научил. В этот раз Саймон тоже меня консультировал и перед стартом в Новой Зеландии передал мне часы Питера, в надежде, что часть Питера перейдет со мной через Океан, который забрал его жизнь. Они висели у меня все время на переборке, и сейчас я везу их в Москву.
До встречи в Москве. Дай Бог, будем отмечать день Святителя Николая Чудотворца в России.