20 апреля в английском Бристоле состоялось историческое событие. Воздушный шар Мортон, на котором в июне этого года путешественник Федор Конюхов планирует облететь вокруг Земли, официально передан Группе Компаний «Мортон». Передача шара состоялась при участии владельца компании-изготовителя Cameron Balloons Дона Кэмеруна и руководства компании «Мортон» — президента Александра Ручьёва и вице-президента Олега Колченко.
В этот же день оболочка и 34 баллона для топлива были загружены в 40-футовый контейнер для транспортировки в Австралию морской перевозкой. Время в пути 35 дней. Гондола и горелки будут отправлены в начале мая авиа рейсом компаний DHL.
Таким образом, можно подвести промежуточные итоги подготовки проекта кругосветного полета на шаре «МОРТОН». Компания Cameron Balloons справилась с поставленной задачей, и создала уникальный комбинированный аэростат типа Розьер в срок.
«Английская компания Cameron Balloons имеет многолетний успешный опыт в изготовлении шаров, поэтому для создания нашего шара мы выбрали именно эту компанию. Процесс изготовления шара начался примерно год назад, и на сегодняшний день самый важный этап подготовки к кругосветному перелёту завершен — шар готов. Мы уверены, что специалисты Cameron Balloons применили все свои знания и опыт, и шар «Мортон» обладает настоящим английским качеством», — сказал президент ГК «Мортон» Александр Ручьёв.
В изготовлении шара участвовало более 50 человек. На сегодняшний день шар «Мортон» является самым большим комбинированным аэростатом в мире. Его объем составляет 15 тысяч кубических метров, а высота – 56 метров. По высоте его можно сравнить с Успенским собором Московского Кремля. Гондола шара, в которой будет находиться пилот во время полета, изготовлена из сверхпрочного и легкого углепластика, и оборудована сложнейшими приборами, в том числе и отечественными.
«В год наша компания создаёт в среднем 100-120 самых разнообразных шаров, но аэростат «Мортон» для нас особенный. Последний раз мы изготовили подобный шар более 15 лет назад, когда Стивен Фоссетт совершил первый одиночный беспосадочный кругосветный перелет, — рассказал во время официальной передачи шара Дон Кэмерун. — Также именно наша компания была изготовителем шара Breitling Orbiter 3 для успешного кругосветного полета Бертрана Пикара и Брайана Джонса».
На фото: Дон Кэмерун и Федор Конюхов
Владелец Cameron Balloons сам неоднократно совершал длительные перелеты на воздушных шарах – в том числе, через Атлантику, а также из Англии в СССР. Обладая большим опытом в воздухоплавании, он в полной мере осознаёт все риски и сложности, связанные с подобным путешествием. «Можно долго планировать, пытаться просчитать все форс-мажоры, но, в конце концов, это путешествие, и всё предусмотреть невозможно. Многое зависит от искусства пилота, а также от опыта метеоролога и надежности оборудования» — рассказал Дон Кэмерун.
Днем шар будет находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения газа гелия, закаченного во внутреннюю оболочку аэростата, а в ночное время — за счет работы шести газовых горелок, которые будут подогревать воздух, находящиеся под нижней камерой. Высота, на которой будет лететь шар «Мортон», находится на уровне полета современных лайнеров — 8-10 тысяч метров. Возможная скорость полета — более 300 км/ч. (действующий рекорд 320 километров в час).
В течение 14-15 дней пилоту придется спать по 3-4 часа, чтобы все остальное время внимательно следить за приборами и пилотировать аэростат. Кроме того, пилоту необходимо будет регулярно покидать внутренние пределы гондолы для устранения обледенения на горелках, переключать топливные шланги. Во время всего полета внутри гондолы будет поддерживаться достаточно низкая температура — плюс 5 градусов по Цельсию, а за пределами гондолы температура будет варьироваться в зависимости от высоты и времени суток, иногда достигая минус 50 градусов.
«Чтобы совершить кругосветного путешествие на воздушном шаре, нужны не только специальные знания и навыки, но и большой жизненный опыт, а также анализ предыдущих полетов, в том числе и неудачных попыток», — отмечает пилот шара «Мортон» Федор Конюхов. «Моя задача — облететь вокруг света с первого раза, в то время как Стивену Фоссету удалось это только с шестой попытки. Именно результаты, полученные в ходе его попыток, позволяют нам надеяться, что мы учли все возможные ошибки и нюансы. С момента предыдущего кругосветного перелета технологии шагнули далеко вперед, и мы также делаем ставку на прогресс».
Менеджер проекта Алан Ноубл: «Заказ аэростата для кругосветного полета — это уникальное событие для нашей компании. Мы уже и не думали, что после Стива Фоссетта (2002 год) кто-то отважится на такой проект. В перспективе мы рассматриваем возможность проведения кругосветной гонки на воздушных шарах типа Розьер. У нас есть опыт проведения гонки через Атлантический океан. В 1992 году мы изготовили 5 одинаковых аэростатов для пяти команд. Так мы видим будущее развитие кругосветных воздухоплавательных проектов. Создавая воздушный шар «МОРТОН» мы уже думали о том, как тиражировать оборудование для нескольких команд в случае организованной гонки вокруг света.
Старт перелета Фёдора Конюхова запланирован на июнь 2016 года на границе с австралийской пустыней Виктория. Учитывая тот факт, что вес конструкции на старте будет приближаться к 10 тоннам, низ аэростата обвешан 34 баллонами с газом пропан, во внутреннюю оболочку закачано 12 тысяч кубических метров газа гелия — такому аэростату требуются особенные условия для старта. Город Норхам (Northam) выбран по ряду причин. Он находится в 100 километрах от Индийского океана вглубь австралийского континента, на достаточном удалении от зоны влияния морского бриза. Рядом нет крупных населенных пунктов, запретных зон, ЛЭП и прочих ограничений для полетов. К востоку от Нортхэма начинается Большая пустыня Виктория — идеальная площадка для медленного и контролируемого набора высоты с постепенной проверкой всех систем, прежде чем аэростат начнет полет над Тихим океаном. Планируется, что шар пересечет Австралию за 2 суток и выйдет в Тасманово море.
Маршрут кругосветного перелета будет проходить над тремя континентами и тремя океанами: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили и Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии. Протяженность маршрута составит порядка 33-35 тысяч километров.