Бывают ли шторма и качка во льдах?
Да, шторма в Арктике явление нередкое, но в высоких широтах, ближе к полюсу они не такие интенсивные. Тем более сейчас лето и сильные шторма в районе полюса не прогнозируются. С момента начала дрейфа у меня самый большой ветер был в районе 10 узлов (18 км в час).
Качки нет, я нахожусь на льдине толщиной более метра и она окружена и зажата другими льдинами. Основная проблема — это таяние снега, который выпал за зиму. Он тает и на поверхности льдины скапливается пресная вода. Сейчас вокруг палатки пресное озеро глубиной 5-10 сантиметров.
Как часто вы фиксируете плюсовую температуру?
К сожалению, с момента начала дрейфа я фиксирую плюсовую температуру каждый день. Средняя температура -1 или +1 градус. Очень частые переходы через ноль. Поэтому снежный покров на льдине интенсивно тает.
Какая глубина под льдиной?
Глубина в районе Северного полюса превышает 4 километра.
Какие критерии выбора оборудования для связи?
Все спутниковые телефону у меня системы Iridium. Только Iridium дает устойчивую связь в высоких широтах (от 80 градуса северной широты и выше до Северного полюса). Inmarsat после 80 градуса работает ненадежно. С помощью терминала Iridium GO я отправляю текстовые сообщения и фотографии. Размер фотографий 42 КБ. Также у меня есть ручная рация YAESU FT 252 (VHF FM). Я её использовал в своих воздухоплавательных проектах. Она пригодится мне для переговоров с вертолётом, когда придёт время возвращаться на ледокол.
Какой у вас распорядок дня?
В Арктике полярный день, поэтому у меня нет разделения на день и ночь. Я несу вахты. Делаю обход льдины (обязательно с ружьём), проверяю лед, проверяю надежно ли закреплена палатка. Также контролирую работу сейсмографа, разработанного специалистами океанологического института им. П.П. Ширшова. Готовлю себе еду. Если есть настроение, пишу картины (с собой у меня несколько холстов размером 90 на 60 см). Вообще время летит очень быстро. 15 июня мы прибыли на Северный полюс и ещё видны следы от стоянки ледокола, и кажется, что это было только вчера, а на самом деле прошло уже 10 дней.
Расскажите, как устроена ваша полярная станция.
Моя полярная станция спроектирована в компании Mobiba. Конструктивно ‒ это алюминиевый каркас из авиационного сплава со стальными переходниками. Трубки имеют предварительное напряжение, которое задается при монтаже, поэтому при небольшом общем весе каркас хорошо справляется с ветровыми нагрузками. Проект палатки создавался эксклюзивно по техническому заданию моего Штаба как «Одиночная дрейфующая полярная станция». Для этого базовую двуслойную модель дополнительно утеплили до пяти слоев, по сути, это большой «спальный мешок» в полный рост по высоте, внутри которого установлена кровать и твердотопливная печь длительного горения. Лежанка кровати имеет размеры 2000 х 1000 мм. Высота 800 мм. Такая высота позволяет разместить под ней всё снаряжение, и это дополнительная защита на случай утечки угарного газа во время какой-то аварийной ситуации. «Спальный модуль» имеет по кругу три слоя с утеплителем из вспененного полиэтилена. Дополнительно внутри предусмотрен режим «искусственной ночи» с затемнением, а также смотровые окна для наблюдения за окружающей палатку обстановкой.
Какие цели экспедиции?
Главная цель – изучение интенсивности таяния льдов и маршрутов их дрейфа, а также исследование сейсмичности акватории Северного Ледовитого океана, в частности спредингового хребта Гаккеля, для чего институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН была разработана портативная автономная сейсмическая станция, способная измерить ледовые шумы и записать естественный фон Северного ледовитого океана. Важно также протестировать саму концепцию одиночных полярных дрейфующих станций.
Какую экипировку вы используете, чтобы не замёрзнуть на Северном полюсе?
Летом на Северном полюсе не очень холодно, но высокая влажность и ветер делают своё дело – замёрзнуть вне станции можно очень быстро. Поэтому одежда полярника состоит из нескольких слоёв: базовый слой – термобельё, затем идёт флис, сверху надеваются ветро- и влагозащитные штормовые брюки и куртка, на ногах многослойные высокие прорезиненные сапоги, рассчитанные на экстремально низкие температуры. В Арктике принято использовать одежду ярких цветов, чтобы человека можно было заметить издалека, в том числе с вертолёта. Незадолго до экспедиции я начал сотрудничество с компанией SCANNDI FINLAND, изготавливающей тёплые куртки для путешественников финского качества. Сейчас я тестирую несколько моделей, специально предоставленных для моей экспедиции на Северный полюс. В экспедиции нельзя полагаться на случай, поэтому я стараюсь использовать только лучшую и высокотехнологичную экипировку, что доступна на сегодняшний день. Качеством я доволен. Надеюсь, что мой опыт и знания пригодятся при разработке их новой коллекции.
Каков ежедневный рацион полярника?
Куда бы вы не отправились: в Арктику, в горы или на вёсельной лодке через океан ‒ в экстремальных условиях питание должно быть достаточно калорийным, вкусным, легким в приготовлении и не должно занимать много места. В этом смысле сублимированное питание для путешественников является хорошей альтернативой традиционным консервам, которые много весят и могут, скажем, проржаветь в агрессивной морской среде. Я пробовал разных производителей и в этот раз остановил выбор на отечественной компании Равновесие. Мне понравилось, что ребята пришли ко мне не просто познакомиться, но и получить живой отзыв, выслушать какие-то пожелания и критику. Предоставленное мне российское сублимированное питание удобно тем, что его можно разводить горячей водой прямо в упаковке. 10 минут ‒ и рацион готов, а пустой конверт легко складировать до момента утилизации. В условиях экспедиций в сутки надо употреблять от 3000 до 6000 калорий, в зависимости от интенсивности нагрузок. Также важно, чтобы питание было разнообразным и не приедалось — это важнейший элемент успеха продолжительных путешествий.
Справляются ли солнечные батареи со своей задачей?
В этот раз у меня обычные складные солнечные модули, которые я приобрёл в охотничьем магазине в Москве. В сравнении с гетеропереходными модулями, которые у меня были на вёсельной лодке «АКРОС», нынешние из магазина не очень эффективные.
Тает ли льдина под полярной станцией?
Льдина под палаткой тает, потому что палатка излучает тепло и медленно проседает. Палатка установлена на металлическом каркасе с палубой из фанеры, под каркасом вода, но до днища палатки не дошла.
На КВ выходите в эфир?
К сожалению, у меня нет КВ радиостанции, мы не смогли найти лёгкую экономичную станцию. Я получаю электроэнергию с помощью небольших солнечных модулей, они не тянут КВ станции.
Для питья вы используете снег?
Да, для питья использую снег, топлю его на печи в чайнике.
Как дела обстоят со зрением, ведь вокруг все бело, смотреть непривычно?
Почти все время туман, низкая облачность, иногда солнечные просветы. У меня есть пара очков Julbo, меняю их исходя из погодных условий.
Есть ли в планах написать картины во время вашей полярной экспедиции?
Я взял с собой 7 холстов и написал 7 этюдов. Планирую включить эти работы в коллекцию своей передвижной выставки, которая с прошлого года путешествует по России. В планах провести выставку в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске.
Текущие координаты Полярной станции на 21:00: N89˚38’40.7” W98˚03’38.4”