3 марта 2016 в бутике Breitling состоялась пресс-конференция известного российского путешественника и пилота Фёдора Конюхова. Пресс-конференция посвящена совместному проекту Фёдора Конюхова и часового бренда Breitling в рамках кругосветного полета на воздушном шаре «Мортон».
За всю историю мирового воздухоплавания было осуществлено всего два успешных перелета вокруг света на воздушных шарах. Пионером в этих проектах выступал часовой бренд Breitling.
В марте 1999 года два пилота: швейцарец Бертран Пикар (Bertrand Piccard) и англичанин Брайн Джонс (Brian Jones) на шаре “Breitling Orbiter 3” с третьей попытки смогли облететь вокруг света, затратив на перелет почти 20 суток (19 дней, 21 час и 55 минут). Экипаж-двойка выбрал северный маршрут, со стартом в горах Швейцарии и финишем в пустыне Египте. Команда преодолела маршрут в 40 тысяч километров.
В июне 2002 года американец Стивен Фоссетт с шестой попытки в одиночку смог облететь на воздушном шаре вокруг света. Для совершения кругосветного полета Фоссетту потребовалось 13 дней, 8 часов, 33 минуты. Он выбрал южный маршрут. Стартовал и финишировал в Австралии. За время полета американец преодолел 33 тысячи километров.
Оба воздушных шара был спроектированы и созданы компанией Cameron Balloons базирующейся в Англии, в городе Бристоль. Эта же компания создает воздушный шар для пилота Фёдора Конюхова. Кроме этих двух успешных проектов, было еще 10 неудачных попыток, включая попытки сэра Ричарда Брэнсона.
Фёдор Конюхов: «Я был вдохновлен кругосветным перелетом Breitling Orbiter 3 и почти 20 лет мечтал повторить этот проект. Часовой бренд Breitling известен во всем мире своими передовыми проектами в авиации и воздухоплавании. Я рад, что Breitling поддержал идею российского кругосветного перелета и выступит в качестве официального хронометриста полета. С собой в полет я возьму часы со встроенным двухчастотным радиолокационным маяком — Breitling Emergency».
Федор Конюхов не случайно выбрал для сложнейшей экспедиции модель Emergency от Breitling, лидера в области технических часов и приборов для профессионалов. Emergency – это вершина высоких технологий, оснащенная двухчастотным передатчиком, соответствующим характеристикам международной спутниковой системы аварийного оповещения Cospas-Sarsat и служащим как для подачи аварийного сигнала, так и для направления поисковых и спасательных отрядов. Разработанные совместно с крупнейшими научными институтами, часы Emergency отличаются рядом инноваций в области микроэлектроники и микротехники, включая революционный перезаряжаемый аккумулятор, миниатюрный двухчастотный передатчик и не имеющую аналогов встроенную антенную систему – три компонента, специально разработанных для этой модели. Будучи первым в мире наручным двухчастотным ПРМ, часы являются прибором для безопасности и выживания в любых чрезвычайных ситуациях на суше, на воде и в воздухе.
Российский пилот Фёдор Конюхов постарается улучшить показатели и попытается облететь земной шар быстрее Стива Фоссетта. За 13 лет, с момента полета американского воздухоплавателя, технологии, материалы и системы обеспечения шагнули вперед, и Фёдор Конюхов делает ставку на современные технологии. Однако, как сказал легендарный воздухоплаватель Дональд Камерон, если Фёдор сможет совершить кругосветный полет с первой попытки – это будет самый большой рекорд.
Максимальная скорость полета шара будет составлять свыше 300 километров в час (рекорд скорости у Стива Фоссета – 320 километров в час). Во время одиночного кругосветного полета Фёдору Конюхову придется спать всего 4 часа в сутки, урывками по 30-45 минут. Также ему регулярно придется выходить за пределы кокпита, проверять и очищать ото льда горелки и переключать баллоны. Все эти работы он будет проводить на высоте 4-10 тысяч метров, на скорости 100-200 км/час и при температуре воздуха –50 градусов.
Перелёт будет проходить по маршруту: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили и Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии. Длина маршрута составит порядка 33-35 тысяч километров.
Совершить такой длительный перелёт позволит специальная двухуровневая конструкция шара, сочетающая использование гелия и солнечной энергии, в то время как на шаре, наполненным горячим воздухом, облететь вокруг света в безостановочном режиме невозможно.
Объем воздушного шара «Мортон» составит 15 500 кубических метров. Высота конструкции — 56 метров. На старте шар будет весить 10 тонн, а на финише около 4 тонн. Шар будет иметь российскую регистрацию и российское оборудование, в том числе оснащён спутниковой системой ГЛОНАСС, солнечные батареи и другие приборы отечественного производства.
Шар «Мортон» будет представлять комбинированный аэростат типа Розьер. Это аэростат, в котором подъёмная сила создается газом легче воздуха (гелием) и подогревом несущего газа. Планируется использовать гелий российского производства от компании «Газпром добыча Оренбург». Днем шар будет подниматься и находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения газа гелия, а в ночное время за счет работы шести газовых горелок, которые будут подогревать воздух, находящиеся под нижней камерой. Для работы горелок Фёдор берет с собой 34 стальных баллона с газом пропан весом 180 килограмм каждый.
Гондола, в которой в течение всего полёта будет находиться пилот, построена из углеволокна (карбона). Она будет оборудована люком и одним смотровым окном, а под днище будут установлены два киля на случай посадки в океан и даже плавучий якорь. Полет будет проходить по большей части над океанами, и капсула должна сохранять плавучесть в случае вынужденной посадки в океан. Внутри она будет напоминать отсек спасательной шлюпки с автономностью до 7 дней. Навигационная рубка, место для сна – вот тот минимум удобств, который будет в гондоле. На высоте свыше 5 тысяч метров Фёдор Конюхов должен будет использовать кислородную маску, такую же, как он использовал при восхождении на Эверест. Перед стартом, в мае 2016, Фёдор планирует провести несколько недель в базовом лагере Эвереста (выше 5 тысяч метров), чтобы пройти акклиматизацию. Из Гималаев Фёдор планирует отправится в Австралию, к месту старта (город Northam), куда транспортная компания DHL должна доставить воздушный шар и все необходимое оборудование.
Планируемый кругосветный перелёт – наглядный пример глобального взаимодействия, подчёркивающий открытость России к международному сотрудничеству. Помимо России, занимающей в проекте ведущее место, в его реализации принимают участие специалисты из многих стран: оболочка, гондола, горелки изготовлены в Англии, автопилот разработан американским специалистом Bruce Comstock, метеоролог проекта Professor David Dehenauw, Chief Meteorologist/ Head of Marine Forecast Section from Royal Meteorological Institute of Belgium (RMI / KMI / IRM), консультанты по наполнению оболочки из США и Австралии, старт состоится в Австралии (город Northam).
ЦИФРЫ ПРОЕКТА
Маленькая газовая оболочка 500 м3
Большая газовая оболочка 12 500 м3
Внешняя оболочка 15 500 м3
Высота шара – 56 метров
Вес конструкции на старте 10 000 килограмм
Вес конструкции после завершения полета (примерно) 3 500 – 4 000 килограмм
Максимальная высота полета 10 тысяч метров
Максимальная скорость 300 километров в час
Протяженность маршрута – 33-35 тыс. километров