30 июля в 15:15 по московскому времени путешественник Фёдор Конюхов завершил работу на первой в мире одиночной полярной дрейфующей станции СП-24 в районе Северного полюса и поднялся на борт атомного ледокола «50 лет Победы» в координатах 89 градусов 08 минут северной широты, 48 градусов, 23 минуты восточной долготы. Операция поиска и подбора осуществлялась руководителем экспедиционного штаба Оскаром Конюховым и основателем Клуба Полярных Путешествий Николаем Савельевым при поддержке штаба экспедиции в г. Москве под руководством Станислава Бычкова.
Начало дрейфа состоялось 09 июля в 16:30 по московскому времени в координатах 89 градусов, 53 минуты северной широты, 122 градуса, 23 минуты западной долготы. Фёдор Конюхов стартовал в западном полушарии и до 23:00 14 июля дрейфовал на площади в 25 квадратных километров, затем в координатах 89 градусов 51 минута северной широты и 114 градусов 42 минуты западной долготы установился устойчивый курс на юго-восток при северо-западном ветре.
В 3:30 утра 18 июля Фёдор пересёк нулевой меридиан и вернулся в восточное полушарие в районе 89 градуса, 35 минут северной широты и продолжил движение на юго-восток. 23 июля в 18:00 российская дрейфующая полярная станция СП-24 Фёдора Конюхова достигла самой южной точки своего маршрута: 88 градусов, 58 минут северной широты и 28 градусов, 50 минут восточной долготы, после чего, под влиянием южного и юго-восточного ветра, начался третий финальный этап дрейфа в северо-восточном направлении.
Всего Фёдор Конюхов провёл в одиночестве на льдине 20 дней 22 часа и 45 минут (502 часа и 45 минут) за которые прошёл 239 км (149 миль). Удаление от точки географического Северного полюса на момент окончания дрейфа составило 95,65 км, максимальное значение составило 113, 66 км (23 июля в 18:00 по московскому времени).
Таким образом, Фёдор Конюхов установил мировой рекорд нахождения на одиночной исследовательской полярной станции в районе Северного полюса по продолжительности и пройденному расстоянию.
Данные получены с помощью спутникового трекера Иридиум360˚ РокСТАР
В ходе дрейфа с помощью цифрового сейсмографа Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова были получены уникальные по чистоте записи сейсмической активности дна Северного ледовитого океана, которые будут изучены и интерпретированы Лабораторией техники подводных исследований и испытаний Института.
Дрейф проходил в суровых погодных условиях высокоширотной Арктики. Путешественника сопровождали густые туманы, низкая облачность, с мокрым снегом, градом и ледяным дождём. Скорость ветра на порывах достигала 60 км/ч (33 узла). В этом сезоне солнце выходило всего несколько раз на считанные часы.
В 21:00 по московскому времени ледокол «50 лет Победы» с Фёдором, Оскаром и Николаем Конюховыми, а также командой Клуба полярных путешествий под руководством Николая Савельева на борту в третий раз в этом сезоне достиг точки географического Северного полюса. Впереди несколько часов на вершине Земли, после чего команда отправится в г. Мурманск к 6 августа 2024 г.
Справочно: Одиночная полярная станция Фёдора Конюхова СП-24 создана на основе палатки Роснар Р-536 коллективом конструкторов компании «Мобиба» под руководством Заслуженного изобретателя РФ Алексея Сычева. Габариты палатки: 5 метров в длину и 3,6 метров в ширину.
Ранее в 2021 г. первая в мире одиночная дрейфующая полярная станция была создана на основе проекта Р-436 и прошла модернизацию согласно пожеланиям Фёдора Конюхова. Каркас новой палатки создан в виде замкнутого упруго-напряженного купола с силовыми элементами в виде трубок из авиационного сплава Д16Т диаметром 22 мм и толщиной стенки 1,5 мм с избыточной упругостью. При создании уникальной палатки особое внимание уделялось жесткости каркаса для обеспечения повышенной ветро- и снегоустойчивости. Также была переработана и улучшена конструкция утепляющего тубуса для дымохода, сконструирована специальная сушилка для снаряжения, изменена высота сборного подиума и т.д.
При создании этих палаток разработчик учитывал опыт различных полярных экспедиций и сведения по эксплуатации советских полярных палаток КАПШ-1 и КАПШ-2. Были устранены недостатки советской конструкции и добавлены новые свойства и преимущества. В конструкции использован целый пакет запатентованных изобретений Алексея Сычева.
Партнёры проекта: