5 декабря 2024 в 5:30 утра по аргентинскому времени Фёдор Конюхов на весельной лодке АКРОС начал беспрецедентный переход от Южной Америки в сторону Австралии. Предполагаемая протяжённость маршрута около 9 тыс. морских миль, предполагаемое время в пути 200 + дней.
Это просто цифры, но осознать весь масштаб и смелось замысла невозможно.
Наша береговая команда и партнеры проекта сопровождали лодку к месту старта в проливе Дрейка и нам хватило этих 5 дней, чтобы понять, насколько запредельный по всем понятиям этот переход.
Сегодня 7 декабря. Прошли очень важные первые 48 часов. Фёдор постепенно входит в режим ультрамарафона, настраивается на ритм океана, пытается интегрировать себя в этот ритм. Это процесс медленный. Рядом парят альбатросы и Фёдор дает им имена. Из прошлых походов мы знаем, что одни и те же альбатросы могут сопровождать лодку месяцами (в качестве опознавательного знака может быть обрывок сети на лапе альбатроса).
С момента начала буксировки лодки АКРОС в пролив Дрейка события мелькали калейдоскопом, особенно динамично 4 декабря и пересадка ранним утром 5 декабря. И все на тоненького, малейший сбой и весь проект можно ставить на паузу. Например, сломанный палец при пересадке с яхты Australis на лодку – это перенос старта (обратная буксировка в порт и т.д.)
Даже буксировка в проливе Бигль оказалось рискованной. В самых неожиданных местах нам попадались буи с краболовками. Зацепи один такой заросший морскими водорослями буй, и либо, намотается на винт яхты (которая тащит лодку АКРОС на буксире), либо буй ударит по перу руля лодки (а перо руля из хрупкого карбона).
Сама буксировка очень сильно нагружает корпус весельной лодки. В океане, когда Фёдор движется самостоятельно, лодка идет в течении и по волне, а в случае буксировки она принимает на себя удар волн на скорости. Корпус под нагрузкой, которая не рассчитывалась.
Поэтому, когда мы пересадили Фёдора на лодку, какое-то время с волнением ждали пока он откроет люк и проведёт инспекцию всех систем. Ведь даже один отвалившийся провод или отошедший контакт в бортовой системе навигации – это уже непроста задача.
По выбору погодного окна, наша тактика полностью оправдалась, но у нас был фактор неопределенности и он связан с выходом из порта Ушуайя. С нашей лодкой возникло много формальностей и административных нюансов. На веслах из этого порта никто никогда не уходил и можно понять насторожённость портовых властей и местных береговых служб, когда они выдавали разрешение на старт. Это разрешение действует 24 часа. А погоды нет, но мы принимаем решение уходить в этом суточном коридоре и ждать погодного окна в транзите в бухте Харбертон. В этом случае мы уже не связаны с портовой бюрократией и можем выйти в пролив Дрейка в любое удобное для нас время.
Впереди у Фёдора Конюхова две навигационные задачи:
Первая — безопасно пройти банку Бёрвуд. Это сложное место к востоку от пролива Дрейка. Представьте вокруг глубины 3 тысячи метров и более, а на банке всего 50-100 метров. Океанская волна там может подниматься стеной и до 10 метров. Для Фёдора это не первый проход банки Бёрвуда (пять раз проходил на яхтах в 1991, 1999, 2005, 2008 и 2009), но в этот раз впервые на веслах!
Вторая задача — обогнуть Фолклендские острова, оставив их к северу от себя (обогнуть с юга). До Фолкленд 250 км по прямой. Погода благоприятствует для выполнения такого маневра.
Из книги «Мой дух на палубе Караана». (Дневник первого кругосветного плавания Фёдора Конюхова в 1990-1991 годах)
«2 января 1991 года.
56 07 W
60 24 W
Впереди у меня банка Бердвуд с глубинами 51-110 метров. На ней должны ловить рыбу. Мой курс проходит как раз по центру этой банки, надо опасаться рыболовецких судов. Ну, а сейчас под килем “Карааны” глубина 4305 метров».
Следить за движение лодки можно по ссылке.
Партнёры проекта: