Переход через Атлантический и Тихий океаны на катамаране NOVA на солнечной энергии

  • 1 этап
    Атлантический океан
  • 2 этап
    Тихий океан
  • 12000+
    Морских миль

В 2021 – 2022 годах Фёдор Конюхов планирует совершить первые в истории одиночные переходы Атлантического и Тихого океанов на катамаране на солнечной энергии.

В рамках проекта NOVA в 2020 году планируется построить катамаран океанского класса длиной 11 м, оборудованный электрическими моторами и солнечными модулями.

На первом этапе экспедиции Фёдор Конюхов намерен в одиночку пересечь Атлантический океан по маршруту: «Канарские о-ва – о-в Антигуа» в марте 2021 г. Протяженность маршрута составит около 3 000 морских миль. Ориентировочное время в пути − 25 суток.

Вторым этапом в декабре 2022 г. запланировано пересечение Тихого океана по маршруту: «Чили – Австралия», протяжённостью около 9 000 морских миль. Время в пути – до полугода.

Уникальный катамаран спроектирован британским дизайнером Филом Моррисоном, который ранее проектировал все три вёсельные лодки для Фёдора Конюхова (УРАЛАЗ, ТУРГОЯК и АКРОС). Строительством судна занимается английская верфь Rannoch Adventure. Специалисты Rannoch Adventure имеют большой опыт в создании сверхлёгких композитных корпусов для любого применения, но 90% заказов — океанские вёсельные лодки. Основатель компании — Чарли Питчер — дважды пересекал Атлантический океан, в том числе в 2013 году установил мировой рекорд и сделал себе имя в этой среде. Это третий по счету проект с англичанами, в 2013 и 2018 они построили две вёсельные лодки «ТУРГОЯК» и «АКРОС» для переходов через Тихий океан в обоих направлениях.

На Катамаране NOVA будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов. Полученные данные будут переданы технологическим партнёрам проекта, а также использованы в авиационном проекте «Альбатрос — вокруг света на энергии солнца».

В переходах Фёдор Конюхов будет вести видео-дневник и проводить экологический мониторинг океана, ежедневно отмечая наличие или отсутствие пластиковых отходов в морской воде.

 

Технические данные катамарана NOVA

Длина катамарана
11.25 м
Ширина катамарана
7.25 м
Вес корпуса
2.2 т
Общая масса аккумуляторных батарей
528 кг (24 аккумулятора по 22 кг каждый) Victron Lithium
Материал
углеродное волокно от компании UMATEX
Площадь солнечных модулей
66 кв. м

В техническом задании на проектирование мы указали необходимость транспортировки катамарана в разобранном виде в 40-футовом контейнере в любой регион планеты для организации перехода и проведения эко мониторинга поверхности акватории на предмет загрязнения пластиком. Помимо океанов, рассматриваются переходы через Каспийское море, Японское море, Байкал. Размеры катамарана, 11 метров в длину, ограничены стандартным морским контейнером. Два поплавка размещаются в контейнере, а сверху укладывается разборная палуба.

 

Исходя из этих размеров Фил Моррисон вычислил общую доступную площадь палубы и поплавков для размещения солнечных модулей – 66 кв.м.

В соответствии с проектом, площадь солнечных модулей, горизонтально расположенных на палубе, составляет 51 кв. м. Пиковая мощность солнечного массива, размещённого на палубе, составляет 9 кВт. Кроме того, площадь солнечных батарей, установленных на двух корпусах катамарана, составляет 15 кв. м, и данное решение позволяет получить в бортовую сеть дополнительно пиковую мощность до 1,8 кВт с освещаемой стороны.

Катамаран должен иметь приличную скорость, сравнимую со скоростью круизной парусной яхты. Правильный расчет энергобаланса на этапе проектирования имеет ключевое значение: важно определиться с площадь покрытия, ёмкостью аккумуляторов, мощностью электродвигателей, общим весом конструкции в 2.2 тонны. После чего ушло несколько месяцев на проектирование конструкции и затем чертежи были переданы на верфь.

Российские компании в проекте

Вес, скорость и маневренность судна имеет критическое значение для судна использующего возобновляемую энергию. Достичь необходимых показателей помогут композитные материалы на основе углеродного волокна, которые используются в производстве корпуса, палубы и других деталей катамарана. Речь идет об отечественных материалах производства дивизиона UMATEХ.

В создании корпуса катамарана применяются тканные и мультиаксиальные структуры на основе углеродного волокна отечественного производства. Данные материалы являются идеальной составляющей частью усиленных композитов, которые используются в проектировании высоконагруженных конструкций. В готовом изделии эти материалы обеспечивают снижение веса конструкции и высокую прочность, также антикоррозийную стойкость в сравнении с металлическими аналогами

В соответствии с заявкой Экспедиционного штаба Фёдора Конюхова в Санкт-Петербурге в Научно-техническом центре компании «Хевел» изготовлены специальные ячейки на гибкой подложке. На Катамаране NOVA будут установлены измерительные приборы, записывающие показания работы солнечных модулей и бортовых аккумуляторов. Полученные данные будут переданы технологическим партнёрам проекта «Альбатрос — вокруг света на энергии солнца». Поставщик солнечных модулей для катамарана и самолёта – структурные подразделения российской группы компаний «Хевел».

«Сегодня российские технологии и накопленный опыт позволяют реализовать самые смелые проекты на воде и в воздухе. Одна из ключевых ценностей подобного сотрудничества для нас как производителя заключается в отработке эффективных солнечных решений в максимально сложных условиях для их последующего массового внедрения», — отметил генеральный директор группы компаний «Хевел» Игорь Шахрай.

Мощность, потребляемая двумя электромоторами для достижения расчетной скорости, равна 1,5 кВт, соответственно, для работы в течение 24 часов им необходимо 36 кВтч. Установленные аккумуляторные батареи емкостью 60 кВтч позволяют двигателям работать непрерывно в течение 40 часов, что снижает вероятность негативного влияние пасмурной погоды и облачности на ход катамарана. С другой стороны, повышенная емкость АКБ дает возможность увеличения мощности двигателей при стабильно высокой выработке солнечных модулей в благоприятных метеорологических условиях для достижения большей скорости.

Экологическая составляющая проекта:

В марте 2020 г. Фёдор Конюхов подписал Меморандум о сотрудничестве с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН в целях реализации совместных научных, просветительских и экспедиционных проектов, направленных на изучение и освоение мирового океана, исследование рельефа дна, подводной флоры и фауны, а также экологический мониторинг морей и океанов.

Первым проектом в рамках данного научно-технического сотрудничества станет изучение степени загрязнения вод мирового океана частицами микропластика. Специальные фильтры проточного типа со сменными картриджами, установленные на катамаране, способны улавливать частицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Задачами Фёдора Конюхова будут ежедневное обслуживание фильтров, упаковка и маркировка собранных образцов с указанием координат места, времени сбора и показаний водосчётчика отфильтрованной воды. Он также будет вести визуальный мониторинг поверхностных слоёв океана на предмет загрязнений и вести видео-дневник. Собранные образцы и видеоматериалы будут переданы в Институт для анализа и интерпретации.

Запланированные исследования позволят оценить степень загрязнения пройденных акваторий Атлантического и Южного Тихого океанов микропластиком и в дальнейшем изучить пути его переноса при помощи математического моделирования.

Цели проекта:

Совершить первое в истории одиночное пересечение Атлантического океана, затем Тихого океана на солнечной энергии.

Провести испытания фотоэлектрических панелей (ФЭП) отечественного производства в условиях океана на протяжении длительного времени, при условии постоянной нагрузки.

Провести испытания АКБ в условиях океана на протяжении длительного времени, при условии постоянной нагрузки. Результаты тестирования ФЭП и АКБ в результате реализации проекта «катамаран NOVA», в том числе многодневные натурные испытания, будут использованы в проекте «Альбатрос».

Совместно с Институтом океанологии им. П.П.Ширшова РАН провести эко мониторинг загрязнения Атлантического  и Тихого океанов микропластиком. Катамаран оборудован устройством фильтрации морской воды. Ежедневно, продвигаясь по маршрут, Фёдор Конюхов будет проводить сбор данных.

Экология. БОС (беспилотные океанские суда) – в будущем будут незаменимы для осуществления длительного экологического мониторинга загрязнения Мирового океана, а также изменения климата, в том числе изменения солёности океанов.

Технологическая задача:

Отработка технологий беспилотных морских судов на электрической тяге и солнечных модулях в качестве источника питания.

Дмитрий Мраморов, председатель совета директоров СКБ Контур:

«Снова перед Фёдором Конюховым стоит сложнейшая задача — преодолеть в одиночку на уникальном судне два океана, используя только энергию солнца. Снова это будет не просто путешествие на пределе человеческих возможностей, но и целое исследование — на этот раз экологическое.

Мы вместе наблюдаем настоящий феномен нашего современника, человека, который добивается невероятных результатов за счёт упорства, дисциплины, веры, очень качественной подготовки и опыта. Такие люди как Фёдор Конюхов радикально расширяют горизонт возможностей и меняют восприятие мира.

Мы поддерживаем проект и надеемся, что энергия солнца и самого Федора Филипповича помогут воплотить этот смелый замысел в жизнь».

 

Партнёры Проекта:

 

  • Лига Ставок — генеральный партнёр проекта;
  • Ростсельмаш — официальный партнёр проекта;
  • СКБ Контур – официальный партнёр проекта;
  • AO РОТЕК — официальный партнер проекта;
  • ОАО «НТЦ ТПТ» — официальный поставщик солнечных панелей;
  • UMATEX – официальный поставщик углеволокна;
  • Jaguar Land Rover – официальный автомобиль проекта;
  • Red Fox − официальный поставщик экипировки для команды;
  • DHL Express − официальный логистический партнер проекта;
  • Iridium − официальная спутниковая связь проекта;
  • Иридиум360 РокСТАР – официальный спутниковый трекер проекта;
  • Lenovо − официальный поставщик оргтехники и мобильных телефонов.

 

Пресса о проекте

Федор Конюхов пересечет Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии — ТАСС

Катамаран NOVA на солнечной энергии совершит переход через Атлантический и Тихий океаны — ЭнергоНьюс

Федор Конюхов переплывет Атлантический и Тихий океаны на катамаране на солнечной энергии — Санкт-Петербург

Фёдор Конюхов хочет пересечь два океана на катамаране на солнечной энергии — Regnum

Институт океанологии и Фёдор Конюхов объявили о начале научного сотрудничества. Ocean.ru

Федор Конюхов: С NOVA В ПОХОД. YACHTING

Maritime adventurer sets his sights on solar-powered trip. Otago Daily Times

Апостол прогресса: Почему Федору Конюхову не сидится дома. РГО

Подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе последних событий