Циклон – это аналог урагана в Атлантике. Ветер до 65 узлов – это тропический шторм, свыше 65 узлов (100 км в час) – это циклон. Эти погодные системы есть во всех океанах нашей планеты. В северной части Тихого океана – это тайфуны. В Атлантике – ураганы, в Южном Тихом и Индийском океане – циклоны.
В южной части Тихого океана циклоны возможны на участке от Туамоту (Таити) и до восточного побережья Австралии, т.е. вся вторая половина пути, которую необходимо пройти Фёдору Конюхову на весельной лодке «Тургояк», является циклоноопасной.
Учитывая разрушительную мощь этих погодных систем и вред причиняемый населенным пунктам Океании и Австралии, береговые службы этих стран ведут постоянное наблюдение за зонами низкого давления, которые в любой момент могут перерасти в тропический шторм.
В Интернете множество ресурсов посвященных этой теме. Например, французский сайт CyclonExtreme дает самую свежую информацию для региона Французская Полинезия.
Согласно данным этого ресурса, с начала сезона 2014 в регионе Тихого океана, через который должен пройти Фёдор Конюхов, уже зафиксирован один циклон IAN, со скоростью ветра в эпицентре 240 км в час. Также четыре тропических шторма: June, Dylan, Edna, Fletcher. Тропический шторм Dylan обрушился на побережье восточной Австралии, остальные системы прошли с севера на юг в открытом океане. Циклон IAN прошел через территорию Тонга.
По прогнозу в сезоне 2014, регион подвергнется атаке еще 4-6 тропических штормов и циклонов, им даже придуманы имена.
Циклоны зарождаются в экваториальных широтах при температуре океанской воды 26.5 градуса и выше. Набрав силу, циклон может существовать в более холодных широтах, двигаясь хаотически. Рассчитать траекторию движения очень сложно. На этом рисунке черными линиями обозначены маршруты циклонов, обрушившихся на Австралию за несколько десятилетий метеонаблюдений.
Фёдор Конюхов, двигаясь со средней скоростью в 2-3 узла, не сможет уйти от циклона. Задача экспедиционного штаба мониторить циклоноопасный регион и сообщать Фёдору прогнозируемую траекторию движения. В свою очередь он может остановить лодку или минимизировать продвижение на запад, используя плавякорь. Этот подводный парашют позволяет лодке стоять на месте или двигаться только со скоростью подводного течения. В широтах, где господствуют циклоны скорость течения не превышает 1 узел.
Метеослужба Австралии сообщает, что на сегодняшний день (19 февраля 2014) угрозы циклона нет.
Менеджер проекта – Оскар Конюхов