Путевые заметки Владимира ЗАЙЦЕВА, специального корреспондента СГУ ТВ (часть 3)

«Гренландия – 2007:  на собаках по следам Нансена»

10.05.07

В День Победы, 9 мая, мы с Оскаром отбыли на западный берег, в столицу Гренландии Нуук, с пересадкой с вертолета на самолет в международном аэропорту «Кулусук».

Понятия «столица», «международный аэропорт» нужно воспринимать с поправкой на гренландскую специфику. Несмотря на то, что местное название величайшего в мире острова,  Kalaallit Nunaat, переводится, как «Земля людей», людей здесь практически нет, территориально на каждого жителя приходится примерно по княжеству Лихтенштейн. В самом крупном столичном городе – 15 тыс. человек населения, а всего гренландцев – чуть больше пятидесяти тысяч. Следуя их логике, если люди – та горстка избранных, что живет вокруг Гренландского ледника, то кто же тогда мы, все остальные?

Летели около двух часов. Погода была достаточно ясная, поэтому удалось рассмотреть купол с высоты во всем его великолепии. Вернее, не столько купол,  белый, необъятный, лишенный каких-либо визуальных зацепок, сколько его корявые стыки с землей и океаном.

Сначала пролетели вдоль берега, над Исертоком, и могли проследить трассу нашего восхождения и спуска. И залив, и озеро, и ледник, и даже скалку, у которой ночевали первый раз – все рассмотрели. А затем пошли потрясающие глетчеры и ледопады. Где-то, пониже - чистые от снега, с голубоватым оттенком, где-то, повыше - чуть присыпанные и оттого пятнисто-белые, а на самом верху - полностью уходящие под снежное полотно в виде каскадов и ступеней, образующих на светлой ледниковой поверхности забавные узоры, паутинообразные, решетчатые насечки. И дальше, насколько хватало глаз и можно было различить сверху, по поверхности белого океана поползли бесконечно- однообразные волны- заструги. 

При подлете к фьорду Готтаб полюбовались на мощнейший ледосброс, круто спадающий с купола в извилистую долину, прямо в открытую воду. 

А затем пилот, видно,  в детстве начитавшийся книжек про Валерия Чкалова, показал нам чудеса воздушного родео. Опустившись ниже верхнего края узкого ущелья, на дне которого располагался собственно фьорд, самолет, зажатый сверху появившейся вдруг облачностью, а справа и слева - скалами, начал петлять в этих катакомбах в поисках выхода. На немногочисленных пассажиров полупустого салона, в основном, гренландцев, подобный аэроэквилибр особого впечатление не произвел, чего нельзя было сказать о нас с Оскаром. Так, повторяя изгибы ущелья и уворачиваясь от постоянно возникавших на пути каменных жандармов, мы летели довольно долго. Темная вода фьорда внизу была практически чистой, безо льда, но, чувствовалось на расстоянии - холодной.

Переходя от одного окна к другому (правила поведения на борту турбовинтового Dash-7 компании Air Greenland отличались завидной демократичностью), я только успевал наводить камеру то туда, то сюда. Вдруг, в правый иллюминатор, увидел летящую пересекающимся курсом на нашей высоте, в полусотне метров от нас, стремительно приближающуюся стаю гусей. Следуя известному правилу дорожного движения, требующего от участников этого движения на нерегулируемых перекрестках «свободы справа», летчик, по логике, должен был притормозить и пропустить пернатых, но он, наоборот, дал газу и прошмыгнул под самым клювом у опешившего от неожиданности вожака гусиной стаи. Мы с Оскаром только крякнули!

Поворот в туннеле на девяносто градусов вправо, затем  - на девяносто градусов влево и, по - прямой, пошли на снижение и посадку. Лабиринт кончился. Сели прямо в городе, до удивления мягко.

Со второго захода такси привезло нас в отель в центре – «HANS EGEDE» (первая гостиница оказалась переполненной). В нем и поселились.

Вечером была связь с Федором. Там все в порядке, пройдена половина пути. Федор освоился со своей упряжкой настолько, что теперь идет первым, прокладывая курс прямо на Илулисат.

11.05.07

Нууке, или Готтабе (датское название) провели два дня. Внешне – обычный датский портовый городок, но с преимущественно эскимосским населением. Особо не впечатлил - вероятно, сутолокой и грязью, от которой мы уже, к счастью, отвыкли.

Из примечательного в Нууке, что запомнилось – музей (кунст-музей, с древнеинуитскими мумиями), здание театра (из дерева, необычной формы)  и статуя миссионеру Хансу Егеду на высоком холме в старой гавани (похоже, очень почитаемая здесь личность, отец-основатель колонии Готтаб). Приятный, морской климат, достаточно тепло – городок расположен на невысоком мысу из лепешек застывшей магмы, вернее, целой грозди мысов и мысочков, что выдается далеко в залив. Хоть снег еще не сошел, окрестные вершины в белых шапках, а залив – в редких айсбергах, ребятишки на местном пляже бегают босяком по воде и загорают на камнях и песочке. Весеннее-летний сезон здесь не долог, надо торопиться!

Мне показалось, внешне западные инуиты несколько отличаются от восточных, черты лица у них  чуть ближе к европейским. Чувствуется влияние столичного и, в целом, западного образа жизни.

В Илюлисат улетели на таком же Dash-7. В последний момент в кассах узнали, что туда ходит пароход. Двухдневный морской переход «а-ля «Титаник» мог бы несколько разнообразить нашу, как любит говорить Оскар, «транспортную логистику», но сдавать билеты не стали.

Летели в хмурых облаках, с промежуточной посадкой в Сисемюте. Пилот всю дорогу разгадывал кроссворды, самолет летел на автопилоте, поэтому вечно пропускал момент, когда нужно приземляться, когда взлетать. (дверь в кабину пилота была открыта). Приземлялись – в пике, поднимались – свечкой. Нас бросало в креслах, как на американских горках. В Сисемюте нас встретил легкий дождь, а завершили свой двухчасовой полет падением на посадочную полосу солнечного и гостеприимного Илюлиссата. Плюхнулись, перекрестились и вышли вон – навстречу улыбающемуся, ожидающему нас бородатому Мэтту Спенсли. Они, три англичанина, днем раньше спустились в Илюлиссат с Айс Кэпа, успешно завершив свой переход через Гренландию на лыжах.

Поселились в отеле «Icefiord», расположенном прямо на берегу, с шикарным видом на залив, усыпанный дрейфующими айсбергами. Хозяйка отеля – жена Клауса, хозяина фёдоровой упряжки.

А Федор продолжает делать по пятьдесят км ежедневно. Две трети пути пройдено,  осталось пройти где-то 250 км. Собакам приходится нелегко - крупный, сыпучий фирн затрудняет движение упряжки, но они держатся молодцом. Правда, одна повредила лапу, и Федор выпряг ее и она бежит свободно. Наверху холодно, ветрено, идут, в основном, по ночам – уже достаточно светло, но заметно тише. Наметился слабый уклон в сторону западного края ледника.

12.05.07

Илюлисат – прекрасный заполярный городок на берегу залива Диско. Столица гренландских собачатников. На пять тысяч жителей приходится четыре с половиной тысячи ездовых собак. Здесь родился и жил известный полярный путешественник Кнудт Расмуссен.

Главная примечательность городка – находящаяся рядом с ним огромная ледниковая труба,  через которую непрерывно выплевывается в залив несчетное число айсбергов самых разных форм  и размеров.   Есть небольшие и изящные, а есть громадины длиной в несколько километров, напоминающие плавающие скально-ледовые острова. И все это находится в постоянном движении, картина в заливе ежедневно меняется. Полоса сплошного ледового месива то заполняет залив, перекрывая узкий вход в гавань, то уходит куда-то вдаль, освобождая на время часть прибрежной акватории. Есть версия, что знаменитая глыба, потопившая «Титаник», рождена в Илюлисате.

Между айсбергами снуют рыбацкие и прогулочные боты. Пришел и сторожевой корабль датских ВМС, устроив показательные учения с использованием напалубного вертолета. Проследовал в гавань и большой транспорт ROYAL ARCTIC LINE, открыв навигацию Европа - Гренландия этого года (обычно навигация открывается 10-15 мая).

А на леднике буран. Федор сообщил, что они пережидают его в палатке и сегодня никуда не пойдут. Такое решение принял проводник Ханс, Федор возражать не стал.

Встретились с Клаусом и братом Ханса Йохансоном.  Завтра, в воскресенье, в 20-00 Йохансон на двух упряжках намерен отправиться на ледник встречать брата.  Мы с Оскаром к ним присоединимся. Палатку, примус и продукты на пять дней договорились взять у Мэтта из его экспедиционного комплекта. По плану мы должны выйти в условленную точку на леднике, на высоте 700-800 метров, разбить лагерь и ждать подхода Фёдора и Ханса. Учитывая погоду на леднике – ожидание может затянуться.

Владимир ЗАЙЦЕВ, специальный корреспондент СГУ ТВ

 



Facebook
Вконтакте


Поиск
По тегам: