Перелет через Альпы на газонаполненных шарах

20 января 2016

18 января 2016 состоялся командный перелет через Альпы с севера на юг из Германии в Италию. Этого погодного окна мы ждали почти год. Нам нужен был устойчивый антициклон со слабым ветром у земли и хорошей скоростью на высоте 4000 — 5000 метров. Слабый ветер (или отсутствие ветра) нам был необходим для наполнения шаров водородом. А достаточно сильные ветра (40 км/ч) для того, чтобы перелететь Альпы и приземлиться до захода солнца. Расчетное расстояние – 400 км. Для полета использовались две оболочки объемом 1 000 м3. В этот раз мы стартовали из города Аугсбург (Бавария), что к западу от Мюнхена. Программа компьютерного моделирования давала нам три траектории полета. Мы решили придерживаться середины и постараться выйти на Венецию. Таков был наш план.

Запланировали полёт двумя шарами. Шар № 1: Бенджамин Эймерс, Матиас Ценге и Леонид Тюхтяев. Шар № 2: Вильгельм Эймерс, Фёдор Конюхов, Оскар Конюхов.

Для Фёдора Конюхова полет через Альпы — очередной этап подготовки перед полетом с Северного полюса до материка, запланированный на апрель 2016 и кругосветным полетом на шаре МОРТОН (запланирован на июнь 2016).

Как готовиться к кругосветному полету на комбинированном шаре типа Roziere объемом 15 500 м3? Комбинированный – значит используются горелки и газ легче воздуха – гелий. То есть это тепловой и газонаполненный шар в одной конструкции. Понятно, что нужно летать, но одних полетов в Подмосковье недостаточно. Поэтому Альпы нам были нужны. Высота 5000 метров, мороз (-25 ⁰С), использование кислорода для дыхания. Забегая вперед, отмечу, что это был очень полезный полет. Мы протестировали одежду и поняли, что на Северный полюс нужно вносить изменения в экипировку, также с кислородными баллонами и масками. Работа с приборами и средствами связи на морозе требует дополнительной тренировки.

Старт. Наполнение шаров началось в 2 часа утра. В этот раз принимающий клуб отвечал за наполнение шаров водородом (в обычной практике пилоты самостоятельно наполняют свои оболочки). Так что наша задача была выгрузить оболочки, корзины из прицепа и набрать в балластные мешки песка (сухого!). Опуская предстартовые нюансы, запуск нашего шара (Вилгелм Эймерц, Фёдор Конюхов, Оскар Конюхов) состоялся в 6:45 утра. Буквально через пару минут в воздух поднялся второй шар: Бенджамин Эймерс, Матиас Ценге и Леонид Тюхтяев), чуть позже взлетел еще один шар с немецкой командой, но они шли по свой программе и в итоге улетели в сторону озёра Гарда, где и приземлились.

Если сравнивать полеты на тепловых и газонаполненных шарах, то взлет на газонаполненном шаре очень динамичен. После того как отстегнули стропы мы буквально за несколько минут набрали высоту 3 тысячи метров, здесь не было нужного нам ветра, и отсыпав пару мешков песка уже через пару минут поднялись на высоту 4 тысячи метров над уровнем моря. Как и прогнозировалось шар оказался в устойчивом потоке ветра, дующего с севера на юг. Российский флаг заполоскало на пару секунд, затем он повис — это значит шар вошел в поток, нет вымпельного ветра, мы движется со скоростью ветра. Цифры на GPS нас радовали: скорость 46 км/ч, курс 180 (чистый юг). Еще поразила абсолютная тишина. Шум с земли уже не слышен, шума от работы горелок нет. Абсолютная тишина (не считая радиообмена в эфире).

Вильгельм поздравил нас с выходом на заданный эшелон полета и предложил выпить по этому поводу шампанского. У воздухоплавателей есть такая традиция (со времен праотцов) – выпивать бокал шампанского в полете. На термометре температура -22 ⁰С, нам шампанского не хочется, вместо этого выпили по кружке куриного супа из термоса. Наши друзья идут чуть западнее, в пределах видимости. И таким дружным тандемом, обмениваясь кроткими сообщениями по рации, мы двинулись в сторону Альп. Восходящее солнце красиво подсветили альпийские вершины впереди.

В какой-то момент я заметил, что второй шар пропал с нашего горизонта, сначала подумал, что они решили подняться выше нас, но затем увидел белую оболочку стремительно спускающуюся в долину. Вильгельм по рации связался со вторым шаром, сквозь шум шипящего клапана мы смогли услышать короткую историю событий: на высоте 4 600 метров парашютный клапан оболочки внезапно начал травить (выпускать газ), шар пошел вниз со скоростью 3 метра в секунду, команда сбрасывает балласт и пытается стабилизировать падение, перевести аварийное снижение в контролируемый спуск.

Вот такие новости после двух часов полета, а мы тем временем уходим все глубже в Альпы со скоростью 50 км/ч и неспособны помочь нашим друзьям. Приземлиться мы не можем, под нами уже ледники и горы. Даже если сядем, между нами уже 15-20 км расстояние и пару горных хребтов. Наблюдаем в бинокль как аварийный шар пересёк долину, завис над склоном в предгорье Альп, затем перевалил через хребет и скрылся из нашего вида. В корзине тишина. Слушаем радио эфир и ждем новостей. Вильгельм сохранял спокойствие, хотя пилотом второго шара выступает его сын. Нам лишь он сказал, что там опытные пилоты и они справятся.

В конечном итоге так и вышло, пилоты смогли приземлиться на одной из центральных улиц небольшого немецкого городка, минуя ЛЭП, открытую воду озера, сады, лесопосадку и городскую ратушу. Наши друзья на земле и в безопасности, к ним едет машина подбора, мы продолжаем полет на высоте около 5 тысяч метров, дышим кислородом.

Рассказывать про красоту Альп нет смысла и даже фотографии не передают этой величественной красоты. Хочется просто смотреть на гряды гор, ледники и запоминать эту картинку. Пилотов тянет на философские размышления.

Тут из строя выходит редуктор на одном из двух кислородных баллонов. Он начинает травить из всех отверстий. Приходиться перекрыть кислород на этом баллоне. Теперь у нас один баллон на 3 человек с двумя отверстиями (выходами). Дышим по очереди. Снижаться нельзя, под нами пики высотою до 4 тысяч метров, которые надо проходить с запасом по высоте, плюс если снижаться, ветер тянет шар в обратную сторону, на север! Надо выдерживать эшелон в 4.5-5 тысяч метров еще какое-то время. Пока нам это удается.

Вот прошли Австрию. Впереди Доломитовые Альпы, Италия, мы хотим пройти над известным горнолыжным регионом Sella Ronda, но нас тащит в сторону озера Гарда, на юго-запад. В итоге пересекаем Доломиты в западной части и начинаем спуск. Чем ниже, тем сильнее ветер подкручивает на восток. Очевидно, что посадка будет в районе Падуя – Венеция.

Стартовали с 25 мешками балласта (песок), на посадку пошли с 17 мешками. Плавно спускаемся 5000-4000-3000 метров. Можно снять кислородные маски. Видно море и суда, стоящие на рейде у Венеции. В пределах видимости пролетают самолеты, заходя на посадку в аэропорт Марко Поло (Венеция). Наш транспондер работает исправно, диспетчера нас видят. Команда подбора отстала на пару часов (так как возвращалась в Германию подбирать второй шар), но нам нужно садиться до заката. Время еще есть. Спокойно выбираем площадку, ветер у земли слабый, тянет на юг. Делаем stand-up landing на проселочную дорогу у реки. Из-за кустов выезжает полицейская машина (ловят беженцев). Проверка наших документов (паспорта, пилотские лицензии, документы на шар). Машины подбора еще нет, мы в окружении местных фермеров, их детей и двух полицейских. Оболочку не гасим, чтобы команде подбора было лучше нас видно, но мы уже на итальянской земле. Перелет 395 км за 9 часов 45 минут. Перелет завершен. Проект состоялся при поддержке фонда «Открытое Море».

Договорились слетать на двух шарах из Германии в Россию весной этого года. Протяженность маршрута 2000 километров. Старт в районе Дюссельдорфа, приземление в районе Пскова.

Оскар Конюхов

Специально для сайта www.konyukhov.ru

Этот сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Подробная декларация доступна по ссылке Условия передачи информации
Принять и закрыть