17.05.2013

17.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

Федор Конюхов по спутниковому телефону:«С утра прошли пару километров и уперлись в ту самую трещину, о которой писали канадцы. Расстояние до другого берега более километра. Настоящий океан, резвится нерпа. Выходу к трещине предшествовало форсирование более мелких разводьев. В один момент мы оказались на небольшой льдине. Для нас это был мостик, по которому мы планировали перебраться на другой берег. Как только ступили на льдину, перемычка за нами рухнула, и льдина медленно начала свободное плавание. Нам ничего не оставалось делать, как ждать когда нас прибьет куда-нибудь. Попили чай из термоса, перекусили

Подробнее

Федор Конюхов по спутниковому телефону:

«С утра прошли пару километров и уперлись в ту самую трещину, о которой писали канадцы. Расстояние до другого берега более километра. Настоящий океан, резвится нерпа. Выходу к трещине предшествовало форсирование более мелких разводьев. В один момент мы оказались на небольшой льдине. Для нас это был мостик, по которому мы планировали перебраться на другой берег. Как только ступили на льдину, перемычка за нами рухнула, и льдина медленно начала свободное плавание. Нам ничего не оставалось делать, как ждать когда нас прибьет куда-нибудь. Попили чай из термоса, перекусили. Была даже перспектива ночевки на этом куске льда. В какой-то момент льдина коснулась на пару минут другого берега, и мы смогли перебежать, правда, собачки наши искупались, но сейчас уже не так холодно и нарты полупустые, поэтому с этой ситуацией мы разобрались быстро.

Будем двигаться на запад, согласно данным Канадской Ледовой Службы в 8-10 километрах от нас находится перемычка через эту реку. Сегодня мы не успели туда дойти, так как передвигаться вдоль такой широкой трещины дело непростое, лед по краям весь вздыблен от торошения и много мелких разводьев, шириной 1 метр и более. Завтра важный день. Нам нужно дойти до перемычки и попробовать пройти более километра на юг по кускам льда, чтобы выбраться на другой край трещины. Если нам это удастся – это большая победа. До острова Ward Hunt осталось 75 километров (по-прямой). Психологически тяжело видеть землю на горизонте, но двигаться параллельно ей на запад. Всем поклон. Федор и Виктор»

 

Прогноз погоды от РОСГИДРОМЕТ:

18 МАЯ ВЕТЕР СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЗАПАДНЫЙ СЛАБЫЙ 1-6 М/С

ВОЗМОЖЕН СЛАБЫЙ СНЕГ

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -11…-16°С

19  МАЯ ВЕТЕР ЗАПАДНЫЙ  СЛАБЫЙ 1-6 М/С

ВОЗМОЖЕН СЛАБЫЙ СНЕГ

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -9…-14°С

20 МАЯ ВЕТЕР СЕВЕРНЫЙ  1-6 М/С

ВОЗМОЖЕН СЛАБЫЙ СНЕГ

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -8…-13°С

Координаты экспедиции здесь: http://yb.tl/konyukhov



Facebook
Вконтакте


16.05.2013

16.05.2013. Сеанс связи с экспедицией. Путешественники увидели землю!

Сегодня у нас много поводов для того, чтобы откупорить шампанское, которого у нас нет.   В первой половине дня мы пересекли 84 градус Северной широты, и вышли на 83 градус. Это завершающий или, как мы говорим, крайний градус северной широты на дрейфующем льду Арктики. Затем мы прошли точку – 100 километров до побережья Канады (остров Ward Hunt). И это тоже знаковое событие. Ну и наконец, самое важное открытие для нас. Виктор двигался впереди, прокладывая дорогу, я на нартах управлял собаками. Смотрю, он что-то долго стоит и всматривается, ну думаю, опять медведи. Потянулся к нартам расчехлять карабин

Подробнее

Сегодня у нас много поводов для того, чтобы откупорить шампанское, которого у нас нет.   

В первой половине дня мы пересекли 84 градус Северной широты, и вышли на 83 градус. Это завершающий или, как мы говорим, крайний градус северной широты на дрейфующем льду Арктики.

Затем мы прошли точку – 100 километров до побережья Канады (остров Ward Hunt). И это тоже знаковое событие.

Ну и наконец, самое важное открытие для нас. Виктор двигался впереди, прокладывая дорогу, я на нартах управлял собаками. Смотрю, он что-то долго стоит и всматривается, ну думаю, опять медведи. Потянулся к нартам расчехлять карабин. Тем временем Виктор машет руками и зовет меня. Забираюсь на трехметровый торос, Виктор обнял меня и показал рукой на горизонт. Там отчетливо виден темный силуэт канадской земли. Это остров Эльсмир, где-то рядом и наш остров Уорт Хант. Мы замерли и стояли каждый один на один со своими мыслями. 41 день мы в пути. Глаза привыкли к однообразному пейзажу Арктики, а тут горы Эльсмира. Мы увидели землю за 95 километров. День солнечный, испарений нет, видимость отличная.

За день прошли 25 километров, остановились за 90 километров от острова. Как приятно двигаться вперед, когда у тебя на горизонте земля! Это дает силы и мотивацию работать, мне кажется, что даже собаки почувствовали наше возбужденное настроение.

Вечером, это радостное настроение омрачила сводка ледовой обстановки полученная от канадской ледовой службы. В пяти километрах от нас находится гигантская полынья, шириной более одного километра. Со спутника её очень хорошо видно. И протянулась она с запада на восток, на несколько сотен километров. Пока нет идей, как будем разбираться с этой рекой, но однозначно, это самая широкая полынья, которая встретилась нам с момента старта. Завтра будут подробности.

Всем поклон. Федор и Виктор».

Координаты экспедиции: http://yb.tl/konyukhov



Facebook
Вконтакте


16.05.2013

Полярная экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова берет курс на Канаду

С учетом складывающейся ледовой обстановки к востоку и юго-востоку от нынешнего места нахождения экспедиции, Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение взять курс на Канаду, к острову Ward Hunt, хотя первоначальный план предполагал их выход с дрейфующих льдов в заданной точке на побережье Гренландии, в районе фьорда Виктория.На острове находится домик типа «зимовье» датского полярного патруля (Sirius Patrol), но дело не в самом домике, а в том, что там есть взлетно-посадочная полоса на земле с фиксированными координатами и знакомая летчикам исландской авиакомпании Norlandair

Подробнее

С учетом складывающейся ледовой обстановки к востоку и юго-востоку от нынешнего места нахождения экспедиции, Федор Конюхов и Виктор Симонов приняли решение взять курс на Канаду, к острову Ward Hunt, хотя первоначальный план предполагал их выход с дрейфующих льдов в заданной точке на побережье Гренландии, в районе фьорда Виктория.

На острове находится домик типа «зимовье» датского полярного патруля (Sirius Patrol), но дело не в самом домике, а в том, что там есть взлетно-посадочная полоса на земле с фиксированными координатами и знакомая летчикам исландской авиакомпании Norlandair. Эта авиакомпания должна была прилететь к путешественникам в Гренландию, привезти две упряжки гренландских собак и забрать российских собак, которые прошли путь от Северного полюса до побережья.

Сейчас Федор и Виктор понимают, что выйти в заданные координаты они не смогут из-за сложной ледовой обстановки на юго-востоке, а выходить в любую точку на побережье Гренландии не имеет смысла, самолет к ним не сможет сесть.

Участник экспедиции Федор Конюхов: «Всю эту неделю мы анализировали данные о текущих и ожидаемых ледовых условиях, получаемых от Арктического и антарктического НИИ, от канадской и гренландской (Дания) ледовых служб. С учетом скорости нашего движения по дрейфующему льду мы пришли к выводу, что двигаясь к фьорду Виктория (Гренландия), к концу мая мы рискуем оказаться в зоне раздробленных льдов и непреодолимых разводьев.

Уже начался сезон активного таяния и количество трещин на пути растет с каждым днем. Пока еще температура воздуха держится в районе минус 10-15, но с каждым днем мы все отчетливее ощущаем дыхание арктического лета. Если окажемся на непроходимом льду, то вывезти нас в рабочем режиме уже не получится, так как с 8 мая посадка самолетов на лед запрещена.

Канадская ледовая служба (Canadian Ice Service) сообщает, что ледовая обстановка по маршруту к острову Ward Hunt «удовлетворительная». Канадская территория ранее также рассматривалась нами как план «Б». Несмотря на то, что остров необитаем, он неоднократно использовался как стартовая и финишная точка полярных экспедиций. В 1989 году я уже приходил на эту территорию, будучи участником трансарктической лыжной экспедиции под руководством Дмитрия Шпаро «СССР – Северный полюс – Канада». Тогда мы добрались до Ward Hunt 1 июня 1989 года. Надеюсь, что в этом году мы окажемся там раньше. Координаты острова – 83’05 северной широты и 74’08 западной долготы».

Участник экспедиции Виктор Симонов: «Дальнейший план действий у нас такой: держим курс к побережью Канады, пытаемся выйти на необитаемый остров Ward Hunt, ждем самолет исландской авиакомпании, которая доставит нас к северному побережью Гренландии, откуда мы продолжим реализацию второго этапа экспедиции: пересечение Гренландии с севера на юг. И хотя мы приняли решение идти в Канаду, нельзя сказать, что достижение Канады будет легким и гарантированным. Однако в сложившихся условиях нам это кажется правильным решением.

Собаки в хорошей форме, запасы корма у нас до 25 мая, к этому времени нам нужно выйти на берег острова Ward Hunt. Уже 40 дней мы идем по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана и способны пройти еще столько же дней, но проблема в том, что льда, пригодного для движения, становится все меньше и меньше. Глобальное потепление дает о себе знать самым наглядным образом».

Руководитель экспедиционного штаба проекта, Глава Республики Карелия Александр Худилайнен: «Мы задумывали эту экспедицию как наиболее протяженный маршрут в Арктике на собачьих упряжках. Наш земляк, житель Петрозаводска (Республика Карелия) – Виктор Симонов и Федор Конюхов поставили задачу дойти от Северного полюса до побережья и в этот же сезон пересечь Гренландию по самому протяженному пути с севера на юг. Если из соображения безопасности нашим путешественникам необходимо изменить маршрут с заходом на канадскую территорию, я их полностью поддерживаю. Для нас самое важное – это жизнь и здоровье людей и собак.

Желаю Виктору и Федору успешного достижения берегов Канады и надеюсь, что у них хватит сил продолжить экспедицию в Гренландии, ведь это еще 2500 километров».

Заместитель генерального директора ОАО «РТИ» (генеральный партнер экспедиции) Светлана Афанасьева: «При реализации подобных экстремальных проектов вопросы безопасности всегда нужно ставить на первое место. В интересах «РТИ» Федор Конюхов и Виктор Симонов анализируют на маршруте перехода качество КВ радиосвязи в полярных широтах, проводят натурные измерения условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и характеристик космических излучений для оценки состояния высокоширотной ионосферы. На наш взгляд, изменение маршрута для безопасного выхода экспедиции на берег канадского острова Ward Hunt ни в коей мере не повлияет на результаты научных исследований отважных полярных путешественников. Мы надеемся, что этот этап экспедиции пройдет успешно, и Федор и Виктор продолжат свой запланированный маршрут по Гренландии».

Российская полярная экспедиция стартовала 6 апреля с Северного полюса. Путешественники Федор Конюхов и Виктор Симонов используют для передвижения собачью упряжку из 12 лаек породы – чукотская ездовая. С момента старта экспедиция прошла более 700 километров по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана. До побережья Канады им осталось 110 километров. Экспедиция проходит при поддержке Русского Географического Общества.

Координаты экспедиции здесь.

Справка.

Прошло больше 100 лет с момента достижения Северного полюса Робертом Пири на собачьих упряжках, но количество успешных достижений Северного полюса (или от Северного полюса к побережью) на собачьих упряжках можно пересчитать по пальцам.

Из истории достижения Северного полюса на собачьих упряжках:

1909 год – экспедиция под руководством американца Роберт Пири впервые в истории достигла Северного полюса на собачьих упряжках.

1968-1969 годы – экспедиция под руководством британца Уолли Герберта стартовала от побережья Аляски (мыс Барроу) и достигла Северного полюса на собачьих упряжках. Если достижение Роберта Пири ставится под сомнение некоторыми экспертами (в том числе и Уолли Гербертом), то достижение точки Северного географического полюса англичанами в 1968 году ни у кого не вызывает сомнений. После достижения полюса экспедиция продолжила путь через Северный Ледовитый океан, но ей пришлось провести зимовку на дрейфующем льду Арктики, после чего продолжить путь и финишировать на одном из острова архипелага Шпицберген. Экспедиция продолжалась 476 дней! Экспедиция использовала многочисленные авиа-подбросы.

В 1978 году японский путешественник Наоми Уэмура стартовал от побережья Канады (мыс Колумбия), поставив задачу дойти до Северного полюса и вернуться в Гренландию. Однако дойдя до Северного полюса (29 апреля 1978 года), он осознал, что оставшегося сезона в Арктике ему не хватит, чтобы достичь Гренландии и вызвал самолет, который доставил его на побережье Гренландии.

1986 год – международная экспедиция под руководством американца Уилла Стигера достигла Северного полюса на собачьих упряжках (использовали 49 собак). Экспедиция стартовала из Канады и достигла полюса 1 мая 1986 года. Экспедиция проходила в автономном режиме (без авиа-подбросов).

1995 год – международная экспедиция под руководством американца Уилла Стигера, в состав которой входил наш соотечественник, путешественник Виктор Боярский, поставила себе задачу пересечь Северный Ледовитый океан через Северный полюс и финишировать в Канаде. Стартовав с острова Средний (архипелаг Северная Земля) на собачьих упряжках, они достигли Северного полюса 21 апреля и продолжили пусть в Канаду. 16 июня на дрейфующий лед приземлился самолет и вывез всех собак, доставив три каноэ, на которых экспедиция форсировала трещины и разводья. Передвигаясь на лыжах и используя каноэ, экспедиция достигла острова Ward Hunt (Канада) 3 июля 1995 года.

В 2006 году россияне Георгий Карпенко и Артур Чубаркин, стартовав от острова Средний (архипелаг Северная Земля), достигли Северного полюса на собачьих упряжках. В их планы также входило пересечь Северный Ледовитый океан и финишировать в Канаде (остров Ward Hunt), но достигнув полюса, участники экспедиции приняли решение завершить экспедицию, и были вывезены бортом Ан-74, который вывозил полярную станцию «Барнео» на Шпицберген. Стоит отметить, что пес Черке, который входил в упряжку в 2006 году и стоял на Северном полюсе, сейчас работает в упряжке Федора и Виктора и, если все сложится удачно, – станет первой чукотской ездовой, которой удалось пересечь Северный Ледовитый океан от побережья до побережья.

 



Facebook
Вконтакте


14.05.2013

14.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня,  впервые за 6 дней, выглянуло солнце и нам удалось хорошо зарядить батареи спутниковых телефонов Iridium, поэтому можем общаться более продолжительный период, чем вчера, когда мы только успели передать координаты и сообщить погоду. За день прошли 24 километра – это великолепный результат, мы давно так не работали и не проходили такое расстояние. Повезло с льдиной, Виктор смог правильно выбрать направление, и мы оказались на многолетнем льду, который простирался на юг на несколько десятков километров. Собаки обрадовались такой дороге и резво побежали

Подробнее

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня,  впервые за 6 дней, выглянуло солнце и нам удалось хорошо зарядить батареи спутниковых телефонов Iridium, поэтому можем общаться более продолжительный период, чем вчера, когда мы только успели передать координаты и сообщить погоду.

За день прошли 24 километра – это великолепный результат, мы давно так не работали и не проходили такое расстояние. Повезло с льдиной, Виктор смог правильно выбрать направление, и мы оказались на многолетнем льду, который простирался на юг на несколько десятков километров. Собаки обрадовались такой дороге и резво побежали. С учетом вчерашнего перехода в 18 километров и сегодня 24 километра – нам есть чем гордиться. Наши координаты 84’13 Северной широты и 69’43 Западной долготы. Если завтра повезет с погодой и ледовой обстановкой, возможно, мы пересечем 84 и выйдем на 83 градус С.Ш.. Просматриваю свои дневниковые записи в начале апреля, когда мы были на 89 градусе, сейчас это кажется так далеко и даже не верится, что мы были в тех широтах.   

Сегодня встретили свежие следы медведицы с медвежонком. Самих животных не наблюдаем с той памятной встречи, когда медведь почти сутки сопровождал нашу упряжку.

Температура воздуха – 12 градусов и ветер северо-восточный. Канадская ледовая служба прислала прогноз, из которого видно, что мы находимся в зоне высокого давление (антициклон) и в нашем районе прогнозируется легкий ветер. Этот сценарий нас полностью устраивает, чем меньше ветра – тем меньше движения льда.

Приятная усталость и удовлетворение от продуктивного дня. Сейчас сидим в палатке, работает примус, топим снег для приготовления ужина. Виктор на связи с губернатором Республики Карелия Александром Худилайненом, докладывает ему обстановку и наши планы. Мы благодарны Александру Петровичу за то, что он поддержал эту масштабную экспедицию под флагом Республики Карелия и сейчас внимательно следит за нашим передвижением.

Все у нас хорошо, живы и здоровы, собачки тоже себя чувствуют отлично, становится теплее и они не сразу теперь сворачиваются клубком, а потягиваются и греются в лучах незаходящего солнца. У нас тут полярный день и только облачность может скрыть от нас солнце. Будем отдыхать, и настраиваться на работу.

Всем поклон. Федор и Виктор.  



Facebook
Вконтакте


12.05.2013

12.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

Федор Конюхов по спутниковому телефону. «Буду краток, мы по-прежнему находимся в зоне плотной облачности, солнца не видим почти неделю. Одна солнечная батарея вышла из строя, осталась вторая, которую мы бережем и разворачиваем с особой предосторожностью. Солнечного света мало, батарея работает неэффективно, едва хватает подзарядить батареи спутникового телефона для сеанса связи. Наши координаты 84’31 Северной шроты и 67’42 Западной долготы. Если бы нам светило солнце, мы проходили за день на 3-5 километров больше, а так приходится идти на ощупь. В день делаем 6 ходок, то есть 6 переходов с интервалами на отдых

Подробнее

Федор Конюхов по спутниковому телефону. «Буду краток, мы по-прежнему находимся в зоне плотной облачности, солнца не видим почти неделю. Одна солнечная батарея вышла из строя, осталась вторая, которую мы бережем и разворачиваем с особой предосторожностью. Солнечного света мало, батарея работает неэффективно, едва хватает подзарядить батареи спутникового телефона для сеанса связи. Наши координаты 84’31 Северной шроты и 67’42 Западной долготы. Если бы нам светило солнце, мы проходили за день на 3-5 километров больше, а так приходится идти на ощупь. В день делаем 6 ходок, то есть 6 переходов с интервалами на отдых. Работать сверх этого неэффективно, можно надорвать собак. Боремся с желанием пройти больше за день, понимая, что завтра будем стоять, так как собакам потребуется дополнительный отдых. Все трещины, которые мы встречаем на пути, заворачивают на юго-восток, а чем восточнее, тем сильнее дрейф и есть опасность быть унесенными в Гренландское море. Поэтому форсируем трещины в направлении юг-юг-запад, приближаясь к Канаде, но отдаляясь от Гренландии. Мы с Виктором решили, что при пересечении 84 градуса Северной широты будем принимать окончательное решение на каком побережье нам финишировать.

Всем поклон. Федор и Виктор».

Несколько дней назад мы рассказывали, что экспедиция получает самые точные прогнозы от трех научно-исследовательских институтов в России, Дании и Канаде. Прогнозы дрейфа льда базируются, в том числе, и на основании фотосъемок со спутников. Последние 5 дней мы получаем сообщения от специалистов, что район, где находится экспедиция, накрыт плотной облачностью, и современные технологии ничем помочь нашим путешественникам не могут, им придется работать по фактической погоде и принимать решения исходя из своего опыта. На фото съемка со спутника северного района Гренландии (Lincoln), как видно, побережье хорошо освещено, но Ледовитый океан накрыт плотной облачностью.



Facebook
Вконтакте


11.05.2013

11.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Прошли 16 километров и это выдающийся результат, если учесть какие трудозатраты нам пришлось применить. Не надо думать, что мы беззаботно катимся по льду Арктики. Дрейфующий лед означает, что он постоянно движется, сталкивается и вздымается на высоту до 5 метров, образуя торосы. Иногда, это просто поля из вздыбленного льда. В этих условиях нам приходится двигаться челночным методом. Выглядит это так, мы подходим к гряде торосов, если не можем найти прохода, разгружаем нарты, затаскиваем нарты на высоту 4-5 метров, сбрасываем вниз на другую строну торосов, затем перетаскиваем все сумки

Подробнее

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Прошли 16 километров и это выдающийся результат, если учесть какие трудозатраты нам пришлось применить. Не надо думать, что мы беззаботно катимся по льду Арктики. Дрейфующий лед означает, что он постоянно движется, сталкивается и вздымается на высоту до 5 метров, образуя торосы. Иногда, это просто поля из вздыбленного льда. В этих условиях нам приходится двигаться челночным методом. Выглядит это так, мы подходим к гряде торосов, если не можем найти прохода, разгружаем нарты, затаскиваем нарты на высоту 4-5 метров, сбрасываем вниз на другую строну торосов, затем перетаскиваем все сумки. После этого следует процедура укладки сумок и увязки, а через 100 метров опять гряда торосов. Вес наших нарт (пустых) – 80 килограмм. Их построил Виктор Симонов, из бакелитовой фанеры. За время в пути мы наверно, более сотни раз перетащили их на руках через торосы. Одно радует, вот уже несколько дней ветра нет, дрейфа соответственно тоже нет, торосы стоят мертво, не движутся. Сегодня будем ночевать в координатах 84’38 Северной широты и 65’20 Западной долготы. Мы опять не смогли продвинуться на восток.  

Вот уже пятые сутки нас преследует белая мгла, видимость очень ограничена, идем без очков, приходится напрягать зрение, всматриваясь в ландшафт, начинаю болеть глаза. Эти условия мне напоминают наш спуск с Эвереста в 1992 году с Евгением Виноградским, на обратном пути с вершины нас накрыла белая мгла, спускались вниз вслепую, я снял очки, чтобы хоть что-то разглядеть и повредил зрение. Евгений, он же врач экспедиции, наложил мне повязку на глаза и пошел вниз первым, а я уже за ним.

По данным на сегодня – мы прошли 600 километров от Северного полюса. Это по-прямой, а на самом деле, с учетом наших галсов, существенно больше.

Нарты с каждым днем теряют в весе 8 килограмм (минус дневной рацион корма для собак, бензин и наши продукты). Это цифра у нас константа, а вот суточные переходы не всегда прогнозируемы. Нам бы хотелось проходить 20 километров в день. В нартах лежат только самые необходимые вещи, а из дублирующего оборудования только запасная палатка. Здесь каждый килограмм веса имеет значение.

Каждый раз хочу сказать пару лестных слов в адрес наших собачек. Собаки в хорошей форме и продолжают уверенно работать в этих сверх экстремальных для них условиях. Наша команда за эти полтора месяца превратилась в слаженную машину по прохождению дрейфующих льдов Арктики, но уже хочется скорее ступить на твердую землю.

Всем поклон. Федор и Виктор».  

Координаты экспедиции здесь (обновляются 2 раза в сутки).

 



Facebook
Вконтакте


09.05.2013

09.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Тяжелая работа, но прошли хорошо, больше 10 минут или почти 20 километров. Для нас это отличный темп, с учетом глубокого снега и очень плохой видимости. Вот уже три дня мы двигаемся в условиях ограниченной видимости, нас засыпает снежная крупа, что еще больше ухудшает обзор, сложно искать ориентиры во льдах. Сегодня пересекли 85 градус Северной широты, и вышли на 84 градус – для нас это маленькая победа. Каждый градус дается с боем, здесь нет легких дорог

Подробнее

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Тяжелая работа, но прошли хорошо, больше 10 минут или почти 20 километров. Для нас это отличный темп, с учетом глубокого снега и очень плохой видимости. Вот уже три дня мы двигаемся в условиях ограниченной видимости, нас засыпает снежная крупа, что еще больше ухудшает обзор, сложно искать ориентиры во льдах.

Сегодня пересекли 85 градус Северной широты, и вышли на 84 градус - для нас это маленькая победа. Каждый градус дается с боем, здесь нет легких дорог. Мы переживали, как будут работать собаки с учетом максимальной загрузки нарт после авиа-подброса (30 апреля), когда вес нарт вновь  приблизился к 500 килограммам, как в день старта на полюсе. Наши опасения не оправдались, собачки уверенно взяли этот груз и достаточно динамично бежали всю неделю.

На фото: Федор Конюхов и Виктор Симонов в день старта.

Много открытой воды. Сегодня видели тюленя с молодым тюлененком. Порадовались, что есть жизнь в этих широтах. Также видели старые следы полярного медведя. Трещин и разводьев здесь много, значит и медведю есть, где охотиться. Однако, не медведь нас беспокоит, а тот факт, что ледовая обстановка к востоку не позволяет двигаться в сторону маршрутной точки у фьорда Виктория на побережье Гренландии, куда должен прилететь самолет и доставить нам корм для собак, еще одну упряжку с гренландскими собаками и вторые нарты. Вот уже полмесяца мы идем вдоль 61-63 градуса Западной долготы и никак не можем взять влево, в сторону Гренландии. Каждый раз, когда пытаемся двигаться на юго-восток, натыкаемся на большие разводья и приходится брать западнее.  

Начиная с 8 мая, канадская авиакомпания Kenn Borek Air не может садиться на дрейфующий лед в Арктике (запрещено регламентами и правилами компании, так как лед становится опасным для посадки самолета), так что рассчитывать на посадку на дрейфующий лед мы уже не можем. Остается добираться до земли, куда может сесть самолет. Мы слегка подсократили рацион питания, корма и продуктов у нас до 25 мая.     

Поздравляем наши коллег из Морской Ледовой Автомобильной Экспедиции (МЛАЭ 2013). Под руководством Василия Елагина они прошли на автомобилях-амфибиях почти 4000 км от архипелага Северная Земля (Россия) через Северный полюс до канадского острова Уорт Хан и далее в поселок Резолют Бей (Канада). Это историческое событие – трансарктика на автомобилях. Карта маршрута.

Вспомнилось, что 23 года назад 9 мая 1990 года достиг в одиночку Северного полюса на лыжах. Стартовав в марте с острова Средний (архипелаг Северная Земля) спустя 72 суток вышел в точку Северного Географического полюса.

И конечно, сегодня Великий праздник День Победы! Хорошо, что мы дожили до этого дня, с чем и вас всех поздравляем.  

Всем поклон, Федор Конюхов и Виктор Симонов»  

 



Facebook
Вконтакте


07.05.2013

Обеспечение экспедиции прогнозами погоды и прогнозами ледовой обстановки

Вот уже более месяца Федор Конюхов и Виктор Симонов, находясь на дрейфующем льду Северного Ледовитого океана, не имеют прямого контакта с людьми. И даже канадские летчики не смогли сесть к ним на льдину, а сбросили груз на бреющем полете. Однако организационно-техническим обеспечением перехода занимаются десятки специалистов из трех стран, входящих в Арктический Совет, центральную организацию сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.Экспедиционный штаб взаимодействует с несколькими научно-исследовательскими институтами в России, Дании и Канаде

Подробнее

Вот уже более месяца Федор Конюхов и Виктор Симонов, находясь на дрейфующем льду Северного Ледовитого океана, не имеют прямого контакта с людьми. И даже канадские летчики не смогли сесть к ним на льдину, а сбросили груз на бреющем полете. Однако организационно-техническим обеспечением перехода занимаются десятки специалистов из трех стран, входящих в Арктический Совет, центральную организацию сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Экспедиционный штаб взаимодействует с несколькими научно-исследовательскими институтами в России, Дании и Канаде. Ключевым для нас является Арктический и антарктический научно исследовательский институт (ААНИИ) Росгидромета.

Учитывая, что экспедиция движется по дрейфующему и весьма неоднородному льду с большим количеством трещин, каналов и гряд торосов, нам необходимо регулярно снабжать Федора и Виктора ледовой и метеорологической информацией.

Денис Демчев (ААНИИ) на основе автоматического анализа последовательных снимков ИСЗ обеспечивает расчет фактического дрейфа льда.

Прогнозы направления и скорости дрейфа льда ежедневно подготавливает Игорь Ашик (ААНИИ).

Прогнозы температуры воздуха, вероятности выпадения осадков, направления и силы ветра ежедневно составляет Александр Лукин («Гидрометцентр России») 

7  МАЯ ВЕТЕР СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ВОСТОЧНЫЙ  1-6 МС. СНЕГ МАЛОВЕРОЯТЕН. ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -12…-17°С

8  МАЯ ВЕТЕР СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ВОСТОЧНЫЙ  1-6 МС

СНЕГ МАЛОВЕРОЯТЕН. ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -12…-17°С

9  МАЯ ВЕТЕР ЮЖНЫЙ ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ПОВОРОТОМ ВОСТОЧНЫЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ 1-6 МС

ВОЗМОЖЕН СНЕГ. ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -13…-18°С

Обработанные и географически привязанные снимки ИСЗ  (ледовая обстановка на маршруте экспедиции) ежедневно подготавливают Юрий Быченков и Алексей Годвад (ААНИИ).

Зеленая точка на снимке –  это координаты экспедиции.

По мере  продвижения экспедиции на юг, к работе по информационному обеспечению экспедиции подключаются ледовые службы Канады и Дании. 

Например, Roberto Saldo из DTU Space, Technical University of Denmark ежедневно присылает нам данные по ледовой обстановке в таком формате.

И наши канадские партнеры из Canadian Ice Service предоставляют подробный отчет, что ждет наших путешественников впереди по курсу, в том числе в канадском секторе Арктики.

Во время сеанса спутниковой связи Федор Конюхов сообщил, что им удалось пройти 16 километров на юг. Координаты экспедиции на 7 мая (21:00 Москвы) 85’14 Северной широты и 62’42 Западной долготы. Видели старые следы полярного медведя и свежие следы полярного песца, они часто сопровождают медведей. На ночь решили поставить собак с двух сторон от палатки, на случай визита медведя. Ледовая обстановка рабочая, много мелких трещин, но таких, чтобы надолго остановили экспедицию сегодня не встречалось. Собаки работают отлично, несмотря на глубокий снег. У карельских собак уже более полутысячи километров по дрейфующему льду за плечами и они стали профессионалами. Уже сами выбирают дорогу, понимают, где нужно ускориться, а где наоборот не рисковать и подождать решения людей. С такими собачками работать одно удовольствие. Температура понизилась до минус 20 градусов и это способствует образованию молодого льда, по которому экспедиция преодолевает трещины. Весь день облачно, периодически опускается белая мгла. В целом день можно считать удачным и продуктивным. Всем поклон. Федор и Виктор».       



Facebook
Вконтакте


06.05.2013

Месяц и целая вечность в Арктике

Месяц назад, 6 апреля 2013 года, из географической точки Северного полюса стартовала арктическая экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова «Карелия – Северный полюс – Гренландия». С момента ее организации она приобрела статус национальной: экспедицию поддерживают Русское географическое общество и Республика Карелия, путешественников благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Подробнее

Месяц назад, 6 апреля 2013 года, из географической точки Северного полюса стартовала арктическая экспедиция Федора Конюхова и Виктора Симонова «Карелия – Северный полюс – Гренландия». С момента ее организации она приобрела статус национальной: экспедицию поддерживают Русское географическое общество и Республика Карелия, путешественников благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Уже на Северном полюсе их приветствовали члены Арктического совета, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев и спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Маршрут экспедиции протяженностью около 4 тысяч километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана и далее с севера на юг через ледник самого большого в мире острова – Гренландию. В ходе экспедиции, которая продлится до августа, запланирован ряд научных исследований. В частности, в интересах генерального партнера экспедиции ОАО «РТИ» путешественники анализируют качество КВ радиосвязи в полярных широтах. Для натурных измерений условий распространения радиоволн КВ диапазона на полярных трассах и для измерений характеристик космических излучений на маршруте перехода для оценки состояния высокоширотной ионосферы Научно-производственная компания «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» (НПК «НИИДАР»), входящая в «РТИ», передала в распоряжение экспедиции несколько радиоприборов. Полученные данные путешественники записывают в специальный дневник, который после экспедиции передадут в НПК «НИИДАР». Его проанализируют, и результаты лягут в основу разработок перспективной аппаратуры, адаптированной к экстремальным условиям Арктики.

- Диапазон коротких волн (КВ-диапазон) очень интересен для работы в условиях полярных широт, - подчеркивает заместитель генерального конструктора ОАО «РТИ» Дмитрий Ступин. - Помимо связи, нам очень интересны радиолокационные приложения этого диапазона, позволяющие создавать информационные средства, способные реально «заглянуть за горизонт». Поэтому результаты сеансов связи с Федором Конюховым будут нами внимательно изучены после окончания экспедиции и, уверен, будут иметь научно-практическое значение.

Кроме того, натурные испытания, проведенные в интересах «РТИ» и других компаний АФК «Система», продемонстрируют возможности отечественного дистанционного мониторинга обстановки и контроля Арктики путем спутниковой и радиолокационной визуализации экспедиции. Данные исследования будут использованы при создании национальной Системы освещения обстановки в Арктике.

«РТИ» также предоставил в распоряжение путешественников морской аварийный радиобуй АРБМ-406Н и авиационную аварийную радиостанцию-радиомаяк Р-855 производства Ярославского радиозавода (входит в состав ОАО «РТИ»). С их помощью Федор Конюхов и Виктор Симонов могут в случае чрезвычайного происшествия подать сигнал бедствия и вызвать помощь.

На данный момент путешественники прошли на собачьей упряжке свыше 500 километров – более половины намеченного пути от Северного полюса до Гренландии, придерживаясь 60 меридиана и следуя курсом на юг от полюса – к северной оконечности Гренландии. График их движения следующий: в 7 часов утра (по Московскому времени) подъем, завтрак, затем снимаются с ночевки и идут до 19 часов вечера. Фактически находятся в пути до 12 часов с перерывами на короткий отдых. Но их движение затрудняют обилие торосов, большое количество открытой воды, широкие трещины в паковом (многолетнем) льду и глубокий снег, в котором вязнут нарты и собаки.

Ежедневно с 20:00 до 21:00 часа (по Московскому времени) путешественники по спутниковому телефону «ИРИДИУМ» выходят на связь с экспедиционными штабами в Москве и Петрозаводске (Карелия). Текущие координаты они рассчитывают с помощью навигаторов, предоставленных экспедиции компанией «НИС ГЛОНАСС». По словам руководителя штаба арктической экспедиции в Москве Оскара Конюхова, погрешность в расчетах составляет не более 3 метров.

На прошлой неделе пилоты канадской компании Kenn Borek Air выполнили первую из запланированных авиа-доставок: самолет Twin Otter сбросил путешественникам на лед бочки с продовольствием и кормом для собак, теплой одеждой и топливом (11 российских и 2 канадские с дополнительным оборудованием). Только одна бочка с теплыми вещами и новыми спальниками раскрылась при падении. Для наведения самолета использовали отечественный прибор определения координат от «НИС ГЛОНАСС». Учитывая, что канадские летчики с одного захода вышли на лагерь, приборы дают максимально точные координаты. Позже путешественники перебрали все бочки, отсортировали и перепаковали груз и обнаружили, что при падении лопнули еще 3 металлические канистры с бензином для примуса по 4 литра каждая. Таким образом, путешественникам придется более экономно расходовать топливо: только для приготовления пищи; а вот для просушивания одежды и обогрева такой возможности уже не будет. Хотя с каждым днем становится все теплее, например, в среднем порядка -12 градусов. Канадцы передали коробку патронов 12 калибра и шумовую ракетницу, чтобы отгонять белых медведей, если они, как уже было в экспедиции, вознамерятся приближаться к местам стоянки путешественников.

Как сообщил по спутниковому телефону Федор Конюхов, «время работает против нас: в Арктике наступает лето, открытой воды все больше и больше. Продуктов и корма нам сбросили ровно на три недели (больше взять не можем, собаки не потянут). Нам нужно достигать берега к 22-24 мая. Ровно месяц как мы стартовали с Северного полюса. Возможно, для ритма крупного мегаполиса как Москва это малый срок, но нам кажется, что мы идем по дрейфующему льду Арктики уже целую вечность. Здесь нет ни телевидения, ни Интернета и только короткие сеансы связи по спутниковому телефону напоминают нам о жизни на большой земле. Несмотря на сложную ледовую обстановку, мы не можем жаловаться. Мы живы и здоровы, собаки все целы и невредимы, будем молиться, чтобы Господь и далее сохранил нас».

 

Пресс-служба ОАО «РТИ»

 



Facebook
Вконтакте


05.05.2013

05.05.2013. Сеанс связи с экспедицией

На фото: Федор Конюхов на полярной станции Барнео в день старта экспедицииФедор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня особый день, мы с Виктором, как и миллионы православных христиан отмечаем  Великий праздник Воскресения Христова. Пасху Господню мы празднуем на бескрайних просторах Арктики, и в этих высоких широтах, когда ты один на один с природой, молитва произносится с особым трепетом. В кругосветном плавании, на склоне Эвереста или на дрейфующем льду Арктики лучше всего приходит осознание своего места в этом мире

Подробнее

На фото: Федор Конюхов на полярной станции Барнео в день старта экспедиции

Федор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня особый день, мы с Виктором, как и миллионы православных христиан отмечаем  Великий праздник Воскресения Христова. Пасху Господню мы празднуем на бескрайних просторах Арктики, и в этих высоких широтах, когда ты один на один с природой, молитва произносится с особым трепетом. В кругосветном плавании, на склоне Эвереста или на дрейфующем льду Арктики лучше всего приходит осознание своего места в этом мире. Господь создал нашу Землю очень красивой, и  мы рады, что он дал нам возможность видеть суровую красоту Арктики вот уже целый месяц.

Ровно месяц как мы стартовали с Северного полюса. Возможно, для ритма крупного мегаполиса как Москва, это малый срок, но нам кажется, что мы идем по дрейфующему льду Арктики уже целую вечность. Здесь нет ни телевидения, ни Интернета и только короткие сеансы связи по спутниковому телефону напоминают нам о жизни на большой земле. Несмотря на сложную ледовую обстановку, мы не можем жаловаться, мы живы и здоровы, собаки все целы и невредимы, будем молиться, что бы Господь и далее сохранил нас.

Погода сегодня идеальная. Высокое давление, чистое небо и хороший морозец, минус 20. Весь день хорошо работали и прошли почти 20 километров на юг. Лед был почти везде без трещин и это настолько разительно отличается от того, чтобы мы прошли в пятницу и субботу.  

Всем поклон. Федор и Виктор».



Facebook
Вконтакте


Поиск
По тегам: